В Первоуральске уничтожается единственная в городе гоночная лыжня

Жители поселка Пильная неприятно поражены: в районе горы Мокрая началась активная вырубка леса. Не менее поражен и руководитель лыжной секции Николай Тарбеев, ведь рубка идет именно на том участке, на котором традиционно сущест­вовала лыжная трасса, где занимались спортсмены и проводились лыжные гонки.

В итоге, считает Николай Тарбеев, большая часть трассы станет просто непригодной для прокладки лыжни. «Вырубка ведется незаконно», — уверен Николай Семенович. В ситуации разбирались «Городские вести».

 

И все, нет мостика

В лес приходится пробираться по чудовищно разъезженным колеям: всего несколько дней, как здесь начала курсировать тяжелая техника, а без сапог и внедорожника здесь в принципе делать нечего. На делянке спорится работа: часть вырубленного леса уже уложена в штабеля, на наших глазах валится еще одна сосна, а рядом идет трелевка — срубленные стволы деревьев цепляются к трактору и волоком отправляются для складирования, разбивая почву бывшей лыжной трассы в грязную кашу. Тут же — вагончик для рабочих.

— Вот, посмотрите, что здесь наделали, — сетует Николай Тарбеев, — из пятикилометрового кольца лыжной трассы два километра уже практически уничтожено тяжелой техникой, в ближайшее время и от стартовой поляны ничего не останется. А ведь мы эту трассу вручную каждое лето правили, подравнивали, кочки лопатами убирали. Мостик через речку я сам делал, чтобы зимой трассу прокладывать, так по нему техникой прошлись, и все, нет мостика.

Вот уже много лет зима у Тарбеева начиналась с прорезки лыжной трассы в районе горы Мокрая. Место — идеальное с точки зрения лыжника, соответствующее всем нормативам для тренировок и проведения лыжных гонок, вплоть до самого высокого уровня. В течение нескольких лет Николай Семенович просил выделить в этом районе участок под строительство лыжной базы.

— [Александр] Глазков (тогдашний директор «Билимбаевского лесничества» — ред.), когда мы у него этот участок просили, кивал: да-да. Потом: подожди-подожди, а сам тем временем его себе оформил. У него участков знаете сколько? Мы куда не сунемся, под базу что-нибудь хотим сделать, везде участки, оформленные на него. В районе ФОКа «Гагаринский» хотели — тоже у него в аренде, — рассказывает Николай Семенович. — И что интересно: нам тут дерево нельзя было убрать, чтобы трассу расширить, а сейчас лес вообще сплошняком валят. Насколько я знаю, здесь вырубка леса запрещена в принципе.

 

Забудьте про эту базу

На таких энтузиастах, как супруги Тарбеевы — Николай Семенович и Наталья Михайловна — держится весь лыжный спорт в Первоуральске. Однако много ли накатаешь на усилиях одних только тренеров, если в городе лыжному спорту все внимание выразилось, до последнего времени, лишь в выделении бывшего помещения дворового клуба на Самстрое, которое и стало тренировочной базой для городских лыжников. Однако помещение расположено неудобно: чтобы попасть на трассу на Мокрой, лыжникам приходится преодолевать проезжую часть и топать до нее еще километра полтора. Строительство базы на горе Мокрой было бы оптимальным вариантом с точки зрения и тренеров, и лыжников, как любителей, так и профессионалов. Однако, похоже, их точку зрения разделяют далеко не все.

Технологической карты у них не вижу второй год

Тем временем в «Билимбаевском лесничестве» утверждают, что вырубка ведется на законных основаниях.

— Все законно, на основании лесной декларации, — говорит лесничий «Билимбаевского лесничества» Валентина Яковлева. — Арендатор ООО «Форвест», у них все оформлено. А детали: ведется рубка с соблюдением технологии или нет, с соблюдением всех правил и наставлений — этого я комментировать не могу. Если будет жалоба куда-то: в департамент лесного хозяйства, полицию или прокуратуру, и к нам придет письмо с требованием выехать на место и проверить правильность вырубки в натуре, то мы это сделаем, проверим, соблюдается ли законодательство, рубятся ли только клейменые деревья, ведется ли работа в соответствии с технологической картой. Я у них технологической карты не вижу уже второй год. Они даже по нашим письмам ее не считают нужным предоставлять.

— Года три назад ко мне обратились с просьбой помочь с проектированием лыжной базы. Я сам — заядлый лыжник, поэтому, естественно, решил помочь. Выполнили сбор и подготовку исходных данных, проектирование, проект. Планировалось дальше на основании проекта получить финансирование — бюджетное или небюджетное, — рассказывает Станислав Анфиногенов, директор ООО «Проект — 12». — Но для начала нужен был проект, чтобы понять затраты. К реализации проекта были готовы присоединиться предприниматели, занимающиеся лыжным спортом, в частности — Константин Дрыгин.

Первоуральск, по словам Станислава Анфиногенова, в последние годы привлекает внимание все большего числа лыжников со всей области: на проводящиеся у нас соревнования приезжает все больше команд.

— Лыжная база у нас всегда размещалась на «Бодрости», но этой базы давно нет, так, площадка огороженная стоит, — продолжает Станислав Вячеславович. — А трасса никуда не делась. Решили поставить там хотя бы блок-модуль. Обратились в лесничество с просьбой передать участок земли в аренду. Получили ответ: да, ребята, занимайтесь. А параллельно директор лесничества начал оформлять этот участок в аренду для санитарной очистки леса. Вопросов нет, надо, так чистите. Но потом у нас началась карусель с бумагами. Вроде бы все только «за», но окончательного разрешения никто не дает. А год назад возникает фирма «Форвест», у которой на этот участок уже договор аренды на 49 лет. И нам тут же дают понять: забудьте про эту базу.

 

А профессионалов где растить?

Предполагавшийся на этом месте блок-модуль создал бы немало удобств для спортсменов: размером 18 на 18 метров, он включал бы в себя тренерскую, раздевалки, пункт проката инвентаря, санузел. Чтобы организовать тренировки и соревнования, вполне хватило бы. При этом проектировщики привязали его к местности так, чтобы при строительстве не потревожить ни одного дерева.

Николай Тарбеев уверен, что такие глубокие колеи, которые образовались в результате рубки леса, никаким снегом не исправить. Фото Анны Неволиной
Николай Тарбеев уверен, что такие глубокие колеи, которые образовались в результате рубки леса, никаким снегом не исправить.
Фото Анны Неволиной

— Мы сделали макет, показывали его даже губернатору Евгению Куйвашеву, когда он нынешней зимой приезжал в Первоуральск, — говорит Станислав Анфиногенов, — опять все говорят «хорошо», и в итоге все стоит на месте. Но трассу тем временем постоянно поддерживали в рабочем состоянии, спасибо тренерам Тарбеевым. И сейчас получается: землю отдали в аренду, тренироваться будет негде, трасса неизбежно будет разрушена, процесс уже идет.

Спортсмены-энтузиасты обращались везде, вплоть до президента, в итоге удалось добиться обещания выделить землю под строительство лыжной базы на Вайнера, неподалеку от храма св. Екатерины.

— Там можно организовать нормальную городскую базу, но это будет база для начинающих спортсменов, для ветеранов, а для профессиональных лыжников проложить сертифицированную трассу, отвечающую всем соревновательным требованиям, там негде. До Мокрой далеко, да и пока база на Вайнера будет строиться, от трассы на Мокрой стараниями лесорубов вообще ничего не останется, — считает Николай Тарбеев. — А это значит, что лыжный спорт высших достижений из Первоуральска уйдет вообще: негде будет профессионалов тренировать и гонки проводить. На мой взгляд, рубка здесь осуществляется незаконно. Даже самое элементарное: перед началом работ необходимо было разместить таблички, предупреждающие о том, что ведется рубка леса. Деревья предназначенные для вырубки, должны быть помечены лесничими специальным образом. Ничего этого нет, лес валят сплошняком, какая же это санитарная рубка? Я намерен написать заявление в полицию.

 

В объезд поедете!

У ООО «Форвекс», занимающего вырубкой на горе Мокрая, годовой объем вырубки — 40 тысяч кубометров. Участок арендован на 49 лет и, как говорит директор предприятия Максим Глазков, здесь ведется лесозаготовка на продажу. Все обвинения в незаконности производимых работ Максим Александрович отвергает.

— Пускай в компетентные органы обращаются, — заявил в телефонном разговоре директор ООО «Форвест» Максим Глазков. — А лыжникам скажите, что сейчас не зима и лыжных трасс там нету. Кто они такие-то, чтобы утверждать, что вырубку мы ведем незаконно? У нас все документы есть, у нас все на законных основаниях. Прокуратура вчера приехала (в понедельник — ред.) посмотрела документы, развернулась и уехала. А лыжникам вы скажите, что их лыжня лежит на нашей территории, и если я захочу, они в объезд будут ее делать, лыжню свою.

В свою очередь в прокуратуре все в тот же понедельник комментируют: информации о каких-либо нарушениях на Мокрой к ним пока не поступало.

— Говорить о чем-то пока преждевременно, — пояснил зампрокурора Первоуральска Вячеслав Решетников. — Для этого нам нужно получить информацию, провести проверку, но сообщений о возможных нарушениях пока нет. Если будут, мы, конечно, отреагируем.