172

15 мая в Билимбае представят точную копию легендарного самолета БИ-­1

Истребитель БИ-1Фото с сайта http://hobby-games.com.ua/shop/product/mikromir-mikromir-148-sovetskij-raketnyj-samolyot-bi-1-48-010/

Истребитель БИ-1Фото с сайта http://hobby-games.com.ua/shop/product/mikromir-mikromir-148-sovetskij-raketnyj-samolyot-bi-1-48-010/

Мало кто знает о том, что Билимбай —  родина первого советского реактивного самолета БИ-­1. В годы Великой Отечественной войны именно здесь не только осваивали технологию отливки боеприпасов, но и занимались инновационными разработками летательных аппаратов под руководством авиаконструкторов Виктора Болховитинова, Александра Березняка, Алексея Исаева.

Историки пишут, что на берегу Билимбаевского пруда в тесной дощатой постройке проводились испытания первого жидкостно­реактивного двигателя. Здесь работали конструкторы Березняк и Исаев — создатели первого советского истребителя БИ-­1.  15 мая 1942 года самолет под управлением летчика-­испытателя Григория Бахчиванджи совершил свой первый полет с аэродрома Кольцово. Именно его впоследствии отметит Юрий Гагарин: «Без полетов Бахчиванджи возможно бы и не было 12 апреля 1961 года».

Полет продолжался 3 мин 9 сек. За 60 сек работы  ракетного двигателя была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъемности 23 м/с.

Вот как вспоминает первый полет БИ-­1 авиаконструктор Виктор Болховитинов:

«Для нас, стоявших на земле, этот взлет был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец, Бахчиванджи возвратился и сел на аэродром.

…Машина вела себя совершенно не так, как другие самолеты того времени, из­за этого летчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полет и благополучно возвратился».

Возрождение Билимбая как культурно­исторического центра — задача, которую поставил перед собой Евразийский Фонд национального наследия «Строганофф». 15 мая, в годовщину первого полета Героя Советского Союза Григория Бахчиванджи, мы станем свидетелями первых шагов на пути к восстановлению исторической славы Билимбая и созданию туристического маршрута регионального значения. Фонд «Строганофф» представит макет самолета БИ­-1.

Место презентации — мемориальный комплекс напротив Свято­Троицкого храма — выбрано не случайно, ведь в годы Великой Отечественной войны забыли об истинном предназначении святыни и в стенах храма разместили эвакуированный из Москвы завод №293. Дочь авиаконструктора Надежда Михайловна Миль вспоминала: «В Билимбае автожирный (вертолетный) завод располагался в помещении церкви, которую мы в шутку называли «собором Сибирской Богоматери».

— Годовщина полета — первый шаг в реализации задуманного проекта возрождения культурно­исторического Билимбая, — комментирует председатель фонда «Строганофф» Станислав Могила. — Вчера был восстановлен мемориал павшим в ВОВ воинам, сегодня — мы презентуем макет легендарного истребителя. Но все это — подготовка к воплощению главной цели проекта  — восстановлению архитектурного памятника Свято­-Троицкого храма и созданию культурно­-исторического цент­ра.

Уже получено благословение Епархии, без которого приступить к работе с храмом было бы, по меньшей мере, не правильно. Мы понимаем, что без поддержки власти, епархии, меценатов нам не обойтись. Поэтому и был создан Фонд как инструмент для выстраивания диалога и схемы работы с различными структурами, который будет выступать объединяющим центром.

Комментарии 0

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила