Как жительница Первоуральска пыталась утилизировать лампочку

Сегодня почти в каждом доме место лампочки Ильича заняла современная энергосберегающая «спираль», которая должна экономить не только энергию, но и наши деньги. И все бы с этой новой лампочкой было хорошо, только вот выбрасывать ее в мусорное ведро, когда срок эксплуатации истек, нельзя — содержащаяся в лампе ртуть отравляет окружающую среду. Когда лампочка перегорела в квартире Татьяны Катыревой, женщина озаботилась — а куда теперь ее девать? «Избавление» от лампочки вылилось в целую эпопею. Подробности расскажут «Городские вести»

 

Роспотребнадзор не решает

Три года назад, когда Татьяна Александровна покупала в магазине первую энергосберегающую лампочку, продавец особо указала на то, что когда срок действия лампы истечет, ее нужно будет принести обратно в магазин — там примут и сами утилизируют. Но, когда лампа все же перегорела, такую услугу магазин уже не оказывал.

Татьяна Катырева Фото Анны Неволиной
Татьяна Катырева
Фото Анны Неволиной

— Не только я, но и несколько сотрудников предприятия, где я работаю, озаботились тем, куда же девать вышедшие из строя лампы, — говорит Татьяна Катырева. — Мы решили довести дело до конца и узнать, где принимают лампы для утилизации.

Коллега Татьяны Александровны отправилась в один из магазинов электротоваров, но там лампочку не приняли, как и в еще нескольких центрах, торгующих электроприборами.

В Роспотребнадзоре подтвердили информацию о том, что утилизация ламп накаливания — «не их профиль»

— Когда я узнала, что лампы в магазинах не принимают, решила позвонить в роспотребнадзор, чтобы узнать, как вопрос решается официально, — продолжает Татьяна Катырева. — Выяснилось, что роспотребнадзор вообще никак не решает этот вопрос. Секретарь по внутреннему телефону переключила меня на какого-то мужчину, он не представился, к сожалению, который после долгой заминки сказал, что такие вопросы в ведомстве не решаются.

Мы вам перезвоним

После долгих «расследований» Татьяна Александровна, так и не избавившись от лампочки, позвонила в городскую администрацию. Секретарь отправила женщину в приемную УЖКХиС, там посоветовали обратиться в экофонд.

В экофонде отметили, что принимать лампочки должны в УК на основании Правил обслуживания многоквартирных домов   

— Экофонд, который должен заниматься заботой об окружающей среде, мне разъяснил, что, оказывается, управляющие компании должны создавать условия для утилизации — организовывать специальные места, контейнеры, куда население будет приносить отслужившие лампы, — говорит Татьяна Катырева. — Управляющие компании, в свою очередь, должны заключить договор со специальной службой по утилизации. Все получается просто.

 

УК «Даниловское», которая обслуживает дом Татьяны Александровны, заключила договор с клининговой компанией «Чистюля», которая занимается вывозом мусора, но не утилизацией лампочек.

— Я сама ходила в управляющую компанию, — рассказывает Татьяна Катырева. — Разговаривала с женщиной, которая занимается как раз приемом жалоб от населения, она записала мою просьбу, спросила имя, фамилию, где проживаю, узнала контактный телефон. Обещала перезвонить, как только что-то выяснит. Прошло уже две недели, но мне так никто ничего и не объяснил. Никаких емкостей не появилось, куда девать лампочку — до сих пор не понятно.

 Надежда Кощеева, экономист компании «Чистюля»:

— У нас есть разрешающие документы на прием и дальнейшую утилизацию лампочек. Но дело в том, что мы работаем, в большинстве своем, с юридическими лицами — заключаем договоры с различными предприятиями. Конечно, у нас есть сознательные первоуральцы, которые приносят к нам лампочки, но стоит отметить, что мы — частная компания, и предоставляем только платные услуги. Утилизация одной лампочки стоит 20 рублей 90 копеек. Было время, когда шла речь о том, чтобы обязать УК заниматься подобными вопросами, им обещали дотации, но как-то так и не организовался этот процесс

Нужно по закону

Конечно, хранить у себя отслужившую лампочку Татьяна Александровна не стала — принесла на работу и отдала электрикам, которые утилизируют лампочки, используемые на предприятии.

— Предприятиям в этом плане проще, — считает Катырева, — у них процесс утилизации не зависит ни от УК, ни от роспотребнадзора. Я слышала, что где-то возле проходной «Динура» есть емкость, куда можно опустить ненужные лампочки. Будет время, обязательно съезжу и проверю.

Ольга Санатулова, руководитель пресс-центра завода «Динур»:

— У меня нет информации о том, что возле проходной завода есть контейнер для сбора энергосберегающих лампочек. У завода, конечно, заключен договор по утилизации ламп, но от населения мы их, к сожалению, не принимаем.

 

Татьяна Катырева считает, что таких упорных, как она, в городе немного, остальные предпочитают просто выбросить лампочку в мусорное ведро и не заморачиваться по поводу загрязнения окружающей среды.

— Я не могу понять только одного — почему УК не выполняет своих прямых обязанностей. Есть документ «Содержание общего имущества», прописанный в постановлении Правительства РФ №491 от 2006 года, в 2011 году к нему были приняты изменения. В этих изменениях прописано, что проблема с утилизацией энергосберегающих лампочек ложится на плечи УК.

Татьяна Катырева не собирается останавливаться на половине пути и намерена добиться от УК выполнения норма, предписанных законом.

Константин Болышев, директор УК «Даниловское»:

— Удивительно, что к вам кто-то обратился с таким вопросом, обычно люди просто выбрасывают лампочки, не думая о том, что энергосберегающие приборы нужно правильно перерабатывать. Наша компания, конечно, соблюдает закон об утилизации. Нужно просто принести лампочку на Карбышева, 1. Ее заберут и утилизируют по всем правилам.