Знания по коммерческой цене

Блог журналиста Елены Красулиной

На днях достоянием общественности стало заявление сити-менеджера Первоуральска Алексея Дронова. На педагогической конференции, которая проводилась накануне нового учебного года, он рекомендовал первоуральским школам, как и детским садам, которые не так давно стали автономными учреждениями, самим зарабатывать деньги. Означает ли это, что первоуральские педагоги должны превратиться в менеджеров? И на ком планируется зарабатывать – на родителях?

Школа – доходное дело?

Совершенно не понимаю и не принимаю, когда говорят, что школа должна заниматься какими-то непрофильными делами, чтобы деньги зарабатывать. Это так же странно, как если бы врачи в больнице организовали б свинарник и свиней разводили. Какие там операции! Свиней кормить надо!

Слова “педагог” и “школа” в нашем понимании не вяжутся с понятием “рыночные отношения”. Учитель не должен заниматься коммерцией, его дело — давать знания. Но сити-менеджер Дронов, по всей видимости, иного мнения. В ближайшем будущем, по мнению Дронова, образовательные учреждения должны зарабатывать сами: «Надо находить источники школам, чтобы самостоятельно укреплять свою материальную базу и пути развития». Как педагоги должны зарабатывать деньги, чтобы укреплять свои школы, Дронов не сказал.

А в качестве примера неэффективного и эффективного менеджмента образовательных учреждений привел школы – №1 и лицей №21. Первая, как вы понимаете, далеко не первая, так как ничего не зарабатывает, и ее доходы упали на 30 процентов, а вторая,  соответственно, лидер по зарабатыванию – доход за год почти 10 миллионов.

Готовьте ваши денежки

Раньше во многое не верила, ибо считала абсурдным. После коммерческого предложения сити-менеджера педагогам начинаю верить в любой абсурд, даже в этот. Он же на глазах материализуется в Первоуральске. И если у педагогической общественности нет вопросов по теме менеджмента школ, и даже прозвучали аплодисменты, то у нас, то есть общества, есть.

Школы — это муцниципальные учреждения, которые, казалось бы, должны получать свою долю из казны и по возможности рационально тратить ее под присмотром муниципалитета, выделившего эти деньги, и граждан, положивших эти деньги в казну в виде налогов. У вуза, например, есть и бюджетные, и внебюджетные средства, и есть потребность распоряжаться ими. У школы нет других источников дохода, кроме бюджета. Где учреждение должно, например, взять денег на тот же ремонт школы? А в ремонте нуждаются практически все школы.

Чем свобода хозяйствования, предложенная Дроновым, грозит учителям и жителям, которые пользуются услугами бюджетных учреждений?

Фактически зарабатывание превращает бюджетные (некоммерческие) учреждения в коммерческие организации. И всем понятно, что главная задача коммерческих организаций, в отличие от некоммерческих учреждений, — это уже не социальные блага, а прежде всего, коммерческий результат. Бюджетные учреждения, которые будут вынуждены зарабатывать деньги, будут это делать преимущественно за счет карманов граждан. Кроме, как из родительского кармана, их взять неоткуда. Следуя этой логике, школы тогда будут конкурировать не за качество образования, а за элементарную прибыль.
А что, муниципалитет снимает с себя обязанности финансировать свое учреждение? Выходит, мы формируем безответственную власть, которая не отвечает за созданные им учреждения.

«Принц и нищий» за школьной партой

Школа никогда не существовала в отрыве от мира взрослых и всегда являлась слепком с их жизни. Но школам предлагают зарабатывать. А значит, социальное расслоение будет неизбежным и явным. Произойдет разделение на первосортных и второсортных учеников по социальному положению и имущественному признаку уже на уровне школы. Лидер по зарабатыванию денег среди школ тому наглядный пример не один год. Сюда в основном ходят дети платежеспособных родителей. Пусть остальные привыкают к реалиям взрослой жизни, правда?

Особенно нелегко придется поселковым и сельским школам. Возможности ввести платные образовательные услуги у них нет. Большинство родителей в селах и поселках — безработные или малообеспеченные. А чем ребята из Билимбая, Новоалексеевского, Кузино или Новоуткинска хуже городских ребят? Как школы в поселках и селах должны превратиться в коммерческие организации, за счет каких ресурсов?

Молчание – немой знак согласия

Одни вопросы к сити-менеджеру Первоуральска. Самое удивительное, что педагогическое сообщество молчит — то ли не в курсе, то ли, как всегда, боится гнева власть имущих. Дорого обойдется это молчание. Нас ждет неминуемая деградация не только социальной сферы, но и общества, которое в советской стране учили писать, думать и говорить по-русски. Самое главное, что предложение органов местной власти из педагогов сделать менеджеров окончательно подорвет доверие наших граждан к органам власти.

Зато местной власти можно будет звонко рапортовать выше о тотальной победе над коррупцией: то, что раньше считалось нарушением (оказание платных услуг, сбор денег с родителей за обучение детей и многое другое), станет нормой. В итоге мы придем к тому, что образование детей будет полностью зависеть от толщины кошелька мамы и папы. Страшно, если честно. Ведь система образования создает людей, которые будут строить будущее. Страшно за будущее.