445

Наследие Александра Македонского нашлось в частной коллекции бизнесмена из Первоуральска

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

В просторном ангаре — мрачные львы с обеих сторон базальтового саркофага. При свете — не страшно. Представляем, что будет, если выключить свет. В метре от саркофага — мраморный трон на три персоны из редкого розового мрамора — сандарака.

Каким образом артефакты оказались в коллекции первоуральского предпринимателя Рустама Тиманса — в материале «Городских вестей».

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

 

В частной камнерезной мастерской нас встречает Олег Константинов. Повсюду мраморная пыль — тонким, нестираемым слоем она покрывает все пространство небольшого помещения. Мраморная пыль на его руках, складках кожи, волосы как будто присыпаны пеплом — этот человек большую часть времени в последние 15 лет проводит здесь.

Перед ним — мраморное панно с изображением древних божеств. Увлекаясь историей и мифологией, Олег захватывающе рассказывает о загадочном предмете.

Олег Константинов Фото Анны Неволиной

Олег Константинов
Фото Анны Неволиной

— Это — матерь богов Кибела, — показывает мастер на изображение женщины с цветком на голове, венчающей алтарь. — Я пожалел, что вообще начал работать над этим алтарем, только испортил.

Сокрушаясь, Олег объясняет: думали, что артефакт можно использовать в качестве декоративного элемента для фонтана и планировали установить его на улице Строителей. Однако позже заметили: отверстие, которое предполагалось для выхода воды, сделано много позже, чем само панно.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

— Это ручная работа, — продолжает камнерез. — Я отполировал поверхность частично, но видно, что вещь древняя, сейчас даже при помощи машин такого не сделаешь. Элемент к элементу, мрамор чувствует руку мастера.

По словам Олега Константинова, вещи попали в коллекцию Тиманса от человека, который понимал толк в древностях. Он и вывез ряд артефактов из Поднебесной, но откуда и зачем — история умалчивает. Человек унес тайну с собой в могилу.

— К Рустаму Васильевичу вещи попали от сына этого коллекционера, но воссоздать их путь не удалось, — разводит руками Константин.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

Выходим на улицу. На нас с восстановленного алтаря смотрит божество, создавшее землю из хаоса, которого позже окрестили Демиургом, или Сатаной. На нем же — радуга, как символ света, улитки, как символ времени, змеи, олицетворяющие жизнь и смерь, а также рыба — прародительница всего сущего.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

На очереди еще один алтарь — Пан, которому поклонялись греки и который с приходом христианства превратился в черта.

— Мрамор — очень капризный материал, — проводит экскурсию Константинов, провожая нас в ангар. — Примерное время создания нынешних экспонатов — 200 лет до нашей эры, однако есть вероятность, что часть из них появилась при Македонском.

В подтверждение своих слов Олег останавливается перед мраморным троном. Витиеватый орнамент, множество мелких элементов — зрелище завораживает.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

— Чтобы сделать такой трон самому, необходимо трудиться 2-3 года, — отвечает на наш вопрос Олег Константинов. — Изделие, вероятно, было создано до свадьбы Македонского с плененной жительницей Бактрии Роксаной, в которую царь влюбился с первого взгляда. Она родила ему сына, поэтому трон рассчитан на трех персон.

Далее — саркофаг из черного базальта, который позиционировался как ванна. Под этим предлогом он и был провезен через таможню — ванна, и вопросов нет.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

— Да, ванна, — улыбается Олег Константинов, — из базальта. Когда я начал ее реставрацию, от нее пахло рыбой. Я подумал, что она была наполнена солью и каким-то жиром для бальзамирования тел.  Я чистил его несколько дней, раствор глубоко въелся, собрал всю грязь и оставил для анализа. Потом мы поняли, что это греческая вещь, в Китае такие не делают. Если посмотрите на саркофаг, найдете много символичных цифр: шесть львов означают шесть сторон света, число 16 (столько цветков на саркофаге) — бесконечность, то есть уход из бренного мира. Сам саркофаг выполнен в форме восьмерки — знак бесконечность.

Фото Анны Неволиной

Фото Анны Неволиной

Окончательную оценку реликвиям даст эксперт — тогда и станет понятно, насколько предположения камнереза соответствуют действительности.

 

Комментарии 1

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила