Первоуральский общественник Владимир Терехов не оставляет попыток разобраться в деле «45 хромпиковских миллионов»

История «хромпиковских миллионов» началась в августе прошлого года — именно тогда стали известны факты о том, что завод «Русский хром 1915» заказал в УрФУ исследования по поиску технологии переработки ранее накопленного шлама, технологии очистки сточных вод — стоимость всей научной работы составляла почти 200 млн рублей.

Неплодотворное сотрудничество

— Мы сознательно пошли на эти расходы, чтобы выйти на новый уровень обеспечения экологической безопасности. Наша цель — к 2025 году полностью рекультивировать опасные отходы, накопленные за 100 лет, — сказал тогда директор завода Юрий Жильцов.

Как стало известно буквально через месяц, сотрудничество завода и университета плодотворным не оказалось — научная часть труда, переданная учеными заводу, оказалась никуда не годной.

— Я встречался с заместителем председателя комитета госдумы по экологии и природопользованию, передал ему документы, попросил его разобраться, — сказал тогда общественник Владимир Терехов. — Ведь ни для кого не секрет, что Свердловская область — одна из самых техногенных территорий, где свалок, подобных хромпиковской — пруд пруди. «Хромпик» заказал научный труд в УрФУ, который, я так понимаю, занимает львиную долю в подобных исследованиях. И за свою репутацию научные мужи университета берут немалые деньги, а на выходе мы получаем вот это — даже не знаю, как назвать, чтобы можно было напечатать. Хрень на постном масле.

В суд

Критика со стороны общественника была вызвана тем, что в таблицах по переработке шлама монохроматного производства и очистке хромосодержащих вод значатся совершенно одинаковые элементы.

— Получается, чтобы переработать шлам и очистить воду, нужно применять одну и ту же технологию, — возмущенно говорит Владимир Терехов. — Даже на уровне школьной программы мы знаем, для того, чтобы разложить шлам и для того, чтобы очистить воду, нужны разные компоненты, хотя бы один компонент должен быть другим. А вот ученые в УрФУ так не считают. У них схемы — одни и те же, просто перепечатаны. Стоит ли говорить об остальном? Получается, что три человека из университета — зампроректора, доцент и младший научный сотрудник делают работу на 45 миллионов (стоимость первого этапа — ред.). Не привлекают сторонние организации, какие-то свежие «научные силы» в лице аспирантов и студентов. Это, на мой взгляд, подчеркивает то, что изначально работа была направлена на загребание денег, результата от труда никто и не ожидал.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

По словам Владимира Геннадьевича, данный проект не имеет самостоятельной экономической и практической ценностей. Но так как миром договориться с университетом возможным не представляется, недовольным заводчанам и общественнику пришлось подавать в суд.

Договор поставки помидоров

Судов было немало, и сейчас, по словам общественника, близок финальный этап в споре между УрФУ и «Русским хромом — 1915».

— Сейчас перед вами лежит исковое заявление, оно будет рассмотрено 26 апреля в арбитражном суде Москвы, — говорит Владимир Геннадьевич. — В столице потому, что ответчиком №1 было признано Министерство образования и науки РФ. УрФУ — только во вторую очередь. Мы полагаем, что в Москве данный вопрос будет рассмотрен объективно. Для того, чтобы доказать, что работа УрФУ не является состоятельной, нужно было провести ряд экспертиз. Мы начали с общественной экспертизы, а закончили Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертиз в Москве. На сегодняшний день проведена государственная экспертиза, выводы, которые должны убедить суд, сделаны. Главный из них — работы, выполненные университетом на первом этапе, не относятся к научно-исследовательским работам.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Как итог — первое судебное заседание в Москве, которое состоится завтра, 26 апреля.

— Мы надеемся на лучшее, — говорит Владимир Геннадьевич. — Несмотря на все уловки юристов, мы рассчитываем вернуть 45 миллиона.

На заводе подтвердили информацию о том, что завтра в Москве состоится суд.

— Завтра состоится первое, предварительное заседание, — говорит пресс-секретарь «Русского хрома 1915» Всеволод Орешкин. — Мы ждем от московских судей только одного — что будет принято решение о возмещении нам всех убытков.