Разрушенный дом в Вересовке все-таки будут ремонтировать

Но чиновники администрации Первоуральска не могут гарантировать, что после демонтажа разрушенного газом подъезда, он не рухнет окончательно.

18 октября в помещении дворового клуба поселка Вересовка прошло собрание жителей дома №14 по улице Заводской в поселке Вересовка. Один из подъездов этого дома в 1995 году обрушился в результате взрыва бытового газа, и в одночасье внутренняя стена второго подъезда стала стеной наружной.

Холодно, сыро и вибрирует

С того момента прошел 21 год. Однако вопрос, что делать с домом, до недавнего времени оставался нерешенным. Пока жители пытались обратить внимание чиновников на свою беду, на стенах дома росла плесень, из стыков плит дули сквозняки. И так два десятка лет.

Хотя часть жителей была настроена скептически, большая часть считает, что отремонтировать дом за бюджетный счет — это уже хорошо. Фото Анны Неволиной
Хотя часть жителей была настроена скептически, большая часть считает, что отремонтировать дом за бюджетный счет — это уже хорошо. Фото Анны Неволиной

— Когда мы пять лет назад заехали в этот дом, квартира была в ужасном состоянии: холодно, окна еле держались, — рассказывает Елена Луткова, жительница квартиры в подъезде №2, — мы сменили окна, вскрыли, утеплили и поменяли пол. Но от холода ничего не спасает. Батареи не помогают. От холода и влажности вся стена в плесени. Постоянно ремонтировать приходиться.

Старожилы утверждают, что тогда, в 1995 году, было сделано заключение о том, что дом является аварийным. Однако спустя какое-то время документ исчез из поля зрения. Поэтому люди продолжали жить в пострадавшем от обрушения доме, ругая власти и всячески утепляя собственные квартиры. Само собой, что самые серьезные испытания выпали на долю обитателей тех квартир, которые прилегают к обрушившемуся подъезду.

Хотя жить в доме, часть которого рухнула, неприятно в любом подъезде. Плюс ситуацию усугубляет регулярное движение поездов по проложенной рядом железной дороге: от проходящих мимо поездов стены дома начинают вибрировать. И находящийся неподалеку от дома №14 действующий карьер своими вибрациями также доставляем массу неприятностей дому и его жителям.

 

Как решить вопрос

Попытки решить-таки вопрос с полуразрушенным домом в Вересовке начала администрация Алексея Дронова. Для начала чиновники предложили жителям заказать и оплатить проведение строительной экспертизы — порядка 300 тысяч рублей. Таких средств у людей не нашлось. Хотя по закону все расходы по содержанию и ремонту дома должны нести именно собственники квартир.

Поэтому чиновникам пришлось искать возможность оплатить строительную экспертизу. В этом году средства на проведение строительной экспертизы удалось найти во внебюджетных фондах.

— Мы провели обследование дома, — говорит Станислав Анфиногенов, руководитель проектного бюро «Проект-12», проводившего экспертизу, — рекомендации по проведению работ дали, подготовили сметную документацию. То есть технический вопрос решен.

 

Примите к сведению

Именно всю эту информацию начальник УЖКХиС Марина Шолохова и директор УКС Алексей Черных довели до сведения жильцов дома.

Марина Шолохова пояснила, что обследование дома проходило в течение двух месяцев: были осмотрены подвалы, чердачные перекрытия, частично — квартиры. Для обследования была установлена необходимая аппаратура.

Начальник УЖКХиС Марина Шолохова объяснила жильцам, почему дом не снесут и что будет дальше. Фото Анны Неволиной
Начальник УЖКХиС Марина Шолохова объяснила жильцам, почему дом не снесут и что будет дальше. Фото Анны Неволиной

Марина Рашитовна отметила, что дом в результате экспертизы аварийным признан не был. Жить в нем можно, но только после демонтажа обрушившегося подъезда, утепления внешних стен, их гидроизоляции, а также укрепления металлоконструкциями. Демонтировать подвал не будут, поскольку в нем проходят коммуникации. Образовавшийся в результаты демонтажа провал должны будут закрыть.

Жители дома, присутствовавшие на собрании, высказали сомнение в качестве проведения экспертизы, поскольку толком не видели специалистов.

Станислав Анфиногенов, комментируя «Городским вестям» ситуацию, уверяет — опасения не оправданны:

— На месте работали геологи и геодезисты. Был совершен обход здания вместе с представителем жителей — Максимом Лутковым. Заходить в каждую квартиру необходимости не было, поскольку нужный объем измерений мы сделали. Была определена несущая способность здания. Дом очень даже крепкий.

Марина Шолохова же лично собравшимся сообщила, что экспертное заключение содержит все необходимые документы и фотографии, которые явно были сделаны в доме №14.

— Я доверяю отчету, — уверенно заявила Марина Рашитовна.

Так как заказчиком проведения строительной экспертизы являлись не жители дома, им оставалось только принять информацию к сведению.

 

Не дадим ни копейки

Следующим пунктом повестки собрания был вопрос о финансировании работ по демонтажу и ремонту дома.

Обитатели дома отказались платить из собственных карманов без малого 4 млн рублей — порядка 88 тысяч рублей на каждого. За что они единогласно и проголосовали.

Отказ жителей от финансового участия в демонтаже и ремонте, дал право администрации расходовать бюджетные деньги на проведение работ.

— С того момента как вы проголосовали за то, чтобы не платить ни копейки, администрация обязана изыскать средства на демонтаж за счет средств, выделенных на выравнивание бюджета, — подчеркнула Марина Шолохова.

Деньги должны быть выделены в 2017 году. Деньги на демонтаж обрушившегося подъезда, укрепление оставшейся конструкции, утепление внутренней стены, которая стала внешней и проведение наружных работ закладываются в областной бюджет на 2017 год.

Уже сейчас согласительная комиссия приняла решение о выделении указанной в подготовленной смете демонтажа суммы — 3,8 млн рублей. Министерство ЖКХ Свердловской области решение поддержало.

В данный момент областной бюджет на следующий год верстается, позже — будет принят. Освоить деньги можно будет в 2017 году. Это хоть и не такие близкие, зато вполне конкретные перспективы.

 

Пожарного случая не допустим

Когда деньги будут выделены, будет объявлен конкурс на заключение муниципального контракта. Марина Шолохова напомнила, что по Федеральному закону №44 выиграть конкурс может та компания, которая будет в состоянии выполнить контракт за меньшую сумму. При этом она подчеркнула, что желающих провести данные работы может сначала и не быть.

Когда муниципальный контракт будет заключен, компания-подрядчик должна будет составить проект работ. Поскольку на данный момент его нет, «Проект-12» провел только обследование дома. После составления проекта, будет принято решение о том, необходимо отселять жильцов из полуразрушенного дома или нет (сроки выселения и подлежащие временному выселению квартиры также будут определены проектом).

На время выселения, администрация пообещала обеспечить охрану дома силами ЧОП. Также чиновники готовы рассмотреть вопрос о предоставлении временного жилья тем, кому в период проведения работ будет негде жить.

Жители проголосовали против того, чтобы платить за ремонт и экспертизу. Фото Анны Неволиной
Жители проголосовали против того, чтобы платить за ремонт и экспертизу. Фото Анны Неволиной

Демонтаж обещают производить поэлементно, ни в коем случае не экскаватором, отслеживая состояние остальных подъездов.

Гарантировать безопасность демонтажа сегодня никто не в силах. Как подчеркнул Алексей Черных, подобные работы для России уникальны, поэтому стопроцентно быть уверенными в том, что дом не сложится, как карточный домик, сейчас невозможно.

В администрации Первоуральска надеются на лучшее, уповая на заключение экспертов. Однако совет оформить страховки на имущество и квартиры на собрании все же прозвучал.

— Это моя личная рекомендация, — отметила Марина Шолохова, — это на всякий пожарный случай, которого мы не допустим.

 

Еще постоит

Часть жителей дома №14 по улице Заводской ситуацией не довольна. Они предпочли бы, чтобы здание было признано аварийным, чтобы получить жилплощадь в новых домах.

Другая часть жильцов настроена более оптимистично.

— Все что рассказали сегодня, мне понятно. На проведение работ мы с мужем согласны. Нам нравится здесь жить, мы не хотели бы переезжать, — говорит Елена Луткова, — поэтому будет здорово, если все демонтируют и дом не сложится.

С оптимизмом смотрят на демонтаж и ремонт и представители управляющей компании:

— Дом сдан в 1967 году. Это самая старая пятиэтажка в Вересовке. 80% межпанельных швов здесь родные, они не требуют замены. Дом был построен на совесть. Поэтому, несмотря на то, что в результате взрыва целостность конструкции нарушена, у нас постоянные проблемы с кровлей, лопаются трубы водопровода и отопления, дом еще постоит, — говорят в «управляшке».