Звонарь от бога

История о том, как первоуралец Игорь Крюков нашел общий язык с колоколами.

Несколько лет назад он пришел в церковь и остался — не навсегда, на время, пока звонят колокола. В светской жизни Игорь Крюков — примерный семьянин, работник одного из первоуральских предприятий. В церкви — звонарь от бога.

 

Душа начала петь

Статный седовласый мужчина приехал к церкви на велосипеде. Отец Яков, который обещал познакомить нас со звонарем, сразу указал на незнакомца:

— Это наш Игорь, он может рассказать вам о тонкостях своей работы.

— Я даже не знаю, что и говорить, тем более что служба скоро начнется, — мягко возразил наш новый знакомый. — Но если вы поднимитесь со мной на колокольню, у нас будет несколько минут для общения.

Фото Марии Хлыновой

На колокольне красиво — открывается вид на лес, жилую застройку, расположенную неподалеку от церкви, зеленые поля. Ярко светит солнце. Игорь занимает свое рабочее место.

— У нас будет время поговорить, не переживайте. Перед перезвоном я сделаю несколько одиночных ударов — Благовест, так мы всегда открываем службу, — посвящает нас в таинство своей работы звонарь, надевая наушники. — Только вы не стойте под колоколами, отойдите в сторону для безопасности.

Бом! — раздается первый удар.

— Игорь, расскажите, какое чувство вы испытали, когда впервые прикоснулись к колоколам?

— Душа начала петь, внутренняя радость появилась. Подобное чувство просто не выразишь словами, это благодать божия. Я ощутил такую радость, что мне не захотелось уходить из храма.

 

Не мог зайти в церковь

— Ваши «отношения» с церковью всегда были такими трепетными?

— Нет. Изначально моя  супруга ходила в храм, а я не мог зайти — думаю, потому что грехи не пускали. Молодость ведь, сами понимаете… Воспитывали нас, можно сказать, без бога, без веры, а когда мы уже успели нагрешить, стали задумываться о духовных вещах. Одно могу сказать — когда я осознанно пришел в церковь, уходить уже не хотел. Здесь меня поддержали — батюшки приглашали в алтаре служить, там я им помогал. Когда видел, как звонарь звонит, за душу каждый раз брало. До того понравилось, что появилась мысль самому научиться. Так получилось, что мои мысли обрели воплощение — отец Владимир из храма в Ново-Талице благословил пройти обучение для работы на колокольне.

Фото Марии Хлыновой

Бом! — второй удар.

— Как проходило обучение?

— Я учился в Школе звонарей при екатеринбургской епархии. За три месяца освоил курс, а после и колокольню с отцом Владимиром установили в Талице, и в храме Петра и Павла помогали с новыми колоколами разбираться.  После строительства церкви святой великомученицы Екатерины здесь и остался, колокола благодетель подарил.

 

Городу нужен еще один храм

— Какие у вас дальнейшие планы?

— Богоявленский храм. Я за него душой болею. Уже есть маленький приход, ниже ДК ПНТЗ, там я помогаю отцу Александру. Когда Богоявленский храм построят, планирую работать там, на большой звоннице. А сейчас очень важный и насущный вопрос — сбор средств на колокола для прихода. Мы хотим сделать маленькую звонницу, колоколов на шесть, пока нет основного здания. Но и на эти шесть колоколов требуется около 200 000 рублей.

Бом! — третий удар.

— Богоявленский собор — тот самый, который вызывает множество споров среди горожан?

Фото Марии Хлыновой

—  Да. Тех, кто протестует, можно понять — площадка, на которой будет стоять храм, сейчас служит местом отдыха. Но я могу уверить, что еще один храм городу нужен, тем более, что это будет уникальное здание, настоящая достопримечательность Первоуральска. У нас таких строений еще нет.

Игорь отвечает и тут же добавляет:

— Простите, мне нужно начинать звон.

«Мелодия» длится несколько минут. После мы возвращаемся к беседе.

— Вас берет за душу, когда другие звонят. А вы сами что испытываете, какие эмоции?

— Радость какая-то в этом есть! Недаром же говорят, что звон сам по себе считается благодатным. Ученые, когда стали изучать колебания звука от колоколов,  выяснили, что звуковая волна распространяется в виде креста, колокольный звон благоприятно воздействует на природу. А еще ученые доказали: когда звонят колокола, то они освещают всю местность где-то на 30 километров. Весь Первоуральск, получается.

 

Батюшкой не буду

— Вы много говорите о колоколах, как о неотъемлемой части церкви. Где вы видите себя — только на колокольне или еще и в храме?

— Может быть, я бы мог больших успехов достичь в церкви. Мне предлагали стать батюшкой, выучиться, но я не принимал предложений. Мне нравится быть простым звонарем.

Фото Марии Хлыновой

— Мы сможем все-таки вас когда-нибудь в качестве батюшки увидеть, как вы считаете?

— Я знаю свое духовное состояние, помню грехи молодости, поэтому — вряд ли. Тем более что сейчас семинарию заканчивает способная молодежь, мне учиться сложно будет. Я последую доброму напутствию одного батюшки — «Лучше быть хорошим христианином, человеком, простым звонарем». Хороший звонарь может так прозвонить, что у людей слезы на глазах проступят. Мне есть к чему стремиться и сегодня.