Война между первоуральскими пассажироперевозчиками продолжается

«Газели» до Пильной идут нескончаемой вереницей. Водителя автобуса 6у Вячеслава Чайкина это не удивляет: он только вздыхает — опять выручки не будет никакой

До Пильной стали реже ходить автобусы — «Газели» не оставляют им пассажиров

Маршрутки под номером 6у с конечной остановки у стоматологии стартуют через 5­7 минут. На каждой из них табличка — «ООО «Лира». Это предприятие, которое по итогам конкурса 2007 года  получило право обслуживать «шестерку» вместе с ИП Ведерникова. Однако в конце прошлого года сотрудничество перешло в конфронтацию. По словам Наили Ведерниковой, коллеги стали просто перехватывать у ее автобусов платежеспособную часть пассажиров.

О проблеме, возникшей на шестом маршруте, мы писали раньше («Городские вести» №19 от 13 мая 2010 г.). Тогда Наиля Ведерникова не согласилась с распределением средств от продажи социальных проездных, которым занималась «Лира». Специально созданная комиссия нарушения подтвердила.

— Но вместо того, чтобы исправить все замечания и ужесточить контроль, Гордеева (директор ООО «Лира» — ред.) выставила на мой маршрут «ГАЗели», дав им при этом четкое указание — перед каким именно автобусом каждая из них должна ходить. «Душить» она меня так стала, видимо, в отместку, — рассказывает Наиля Ведерникова.

С течением времени ситуация только усугубилась.

— Ничего ведь не меняется, — с такими словами предприниматель зашла к нам в редакцию в начале этой недели. — Вчера у меня еще один водитель автобуса уволился — третий уже. Не выдерживают они того напряжения, которое царит на маршруте. Автобусы приходится ставить в гараж и терпеть убытки.

Легальные «нелегалы»

В конкурсе 2007 года предприниматели Ведерникова, Гордеева и Андреева оказались в одной связке. Вместе они заняли лот с маршрутами №№ 3, 9, 10, 11, 6 и 6у. Последний стала обслуживать Наиля Ведерникова. На тот момент от Стоматологии до Пильной курсировало три ее автобуса и три «ГАЗели» Юрия Начапкина, который к конкурсу допущен не был ввиду отсутствия транспорта большой вместимости, но пассажиров возить продолжал.

— Тогда-то и была объявлена война так называемым «нелегалам», — вспоминает Ведерникова. — Чтобы выжить с «шестерки» Начапкина, «Лира» выставила на маршрут девять своих «Газелей». Все они стали ездить друг за дружкой, подрезая автобусы и увозя всех пассажиров. Когда «нелегалы» ушли, она свои «ГАЗели» не убрала. Ими она решила выжить с маршрута и меня.

Описывая сложившуюся ситуацию, Наиля Зарифзяновна не скрывает обиды. Накатанное за долгие годы расписание оказалось отнято недобросовестными «газелистами», а купленные в кредит два автобуса вынуждены стоять в гараже. При этом в администрации помочь наладить работу не торопятся.

— Есть маршрутная сеть, есть договор с мэрией, — говорит Наиля Ведерникова. — По этим документам от Стоматологии до Пильной должно ходить четыре автобуса. У меня в наличии сегодня их пять. По итогам 2009 года я награждена грамотой за хорошую работу. Но для чего мне эта бумажка, если меня защитить никто не может? Ежедневно от семи до десяти «Газелей» на 6у выставляет «Лира», — она снимает куш, я лишаюсь рентабельности. И заметьте, «нелегалов» нет! Власти боролись с Бронниковым и Начапкиным, а в итоге их заменила «Лира». Только вот «нелегалы» не поступали так, как Гордеева, — они не гадили, а работали.

Говорят одно, делают другое

«Лира», по словам Ведерниковой, идти на контакт отказывается. Судить о ее намерениях предпринимателю приходится только по действиям организации.

— Помните митинг, который спровоцировала Гордеева в ноябре прошлого года, чтобы обратить внимание на автобусы, которые якобы стоят по причине засилья «Газелей», — Наиля Ведерникова отыскивает газету и читает подчеркнутые слова Игоря Гордеева, главного механика ООО «Лира». — «ГАЗели» нелегалов устраивают гонки, подрезают автобусы. У официальных перевозчиков тоже есть «ГАЗели», но они ходят по расписанию и не гоняют так» (см. «Городские вести» №42 от 19 ноября 2009 г. — ред.)

В глазах Наили Зарифзяновны вопрос — раз они боролись за возможность работать на автобусах, то где они? И почему, выступая против «Газелей», они сами ставят их на маршрут сверх нормы?

— А вот слова Марины Крахмаль-никовой, специалиста отдела производства и эксплуатации ООО «Лира», — Ведерникова берет другую газету и читает: — «Если предусмотрено для города 100 единиц общественного транспорта, то ни к чему выставлять 120. Незаконная деятельность перевозчиков снижает рентабельность предприятия. Мы в связи с деятельностью неофициальных предпринимателей терпим убытки, не имея возможности отложить денежные средства на развитие компании, обновление транспортного парка» (см. «Городские вести» №18 от 6 мая 2010 г.) Слова красивые, а дела говорят об обратном: сегодня «Лира» не стесняется в методах работы, доходит до скандалов и угроз.

Из «тройки» — в «шестерки»

Большое недоумение у Наили Ведерниковой вызывают печати на путевых листах недобросовестных коллег. Судя по ним, помимо ООО «Лиры», на маршрут выходит транспорт таких организаций, как «Навигатор», «Ямщик», «Фаэтон» и других.

— Каким образом они касаются моего маршрута — я не понимаю, — говорит Наиля Зарифзяновна. — Участия в конкурсе они не принимали. А дополнительное соглашение у нас заключено только с ООО «Лира», которая даже если и работает с иными организациями, то мне, как официальному перевозчику, мешать этим не должно. Тем более, что у меня достаточно транспортных средств.

По словам Ведерниковой, за количеством «газелистов», курсирующих до Пильной и обратно, в «Лире» следят исправно: если вдруг кто-то сходит  с линии, то тут же снимается «Газель» с маршрута №3 или 10 и ставится на 6у. Прогнать таких нарушителей с «шестерки» Наиля Зарифзяновна была бы рада, но полномочий на то у нее нет, а действовать так же, как «Лира», она не хочет:

— И я могу убрать автобусы, выставить «ГАЗели». Буду работать согласно маршрутной сети, по которой один автобус приравнивается к трем «Газелям», — хоть что-то тогда начну зарабатывать. Но ведь это не выход, и порядка на дорогах это не обеспечит. Если посмотреть на маршрут №3, то там ситуация аналогичная. Сегодня в сфере пассажирских перевозок полнейший хаос.

Без комментариев

В компании «Лира» комментировать ситуацию отказались. Директора предприятия Лиры Гордеевой, по словам секретаря, не будет в городе до следующей недели, а специалист отдела производства и экспертиз Марина Крахмальникова, которая всегда давала комментарии журналистам, на этот раз общаться наотрез отказалась, попросив не указывать в газете даже ее имени.

Хождение по мукам

Наиля Ведерникова, официальный перевозчик
по маршруту №6у:

— Я свой маршрут сравниваю с садовым участком. Как только на разработанной и удобренной мной целине начинают появляться росточки, так сразу приходят варвары, все ломают  и захламляют. А у меня опять начинаются хождения по мукам, поскольку наладить работу на маршруте — дело не сиюминутное. И я­то ведь не против работать в тандеме, сама неоднократно просчитывала варианты, составляла расписание. Но не идет «Лира» на контакт, предпочитая действовать в обход всех норм и документов. В итоге на одно расписание сегодня у нас ездит два, а то и три транспорта. Мои автобусы при этом зачастую идут порожняком. И это в разгар садового сезона! Никогда такого не было.

Война на маршруте

Вячеслав Чайкин, водитель автобуса на маршруте №6у:

— Лет пять я уже работаю на «шестерке». И, на мой взгляд, то, что происходит сейчас, — это личные амбиции Гордеевой. Она ставит «Газели» и говорит водителям, чтоб они ездили, как вздумается. У нас даже запись есть, когда водитель одной из «Газелей» рассказывает, что им разрешается даже за маршрут не платить, лишь бы они гадости делали. Война идет открыто: перед каждым автобусом стартует «Газель» и не одна. Сам Гордеев ездит по городу и контролирует: если «Газели» нет, то водителя увольняют. Вот в каких условиях работаем.

Закон писан не всем

Любовь Черезова, кондуктор на маршруте №6у:

— Меня удивляет одно: почему у нас не действует ни один правовой акт? Есть договор обслуживания, есть маршрутная сеть, есть утвержденное расписание — но все это не действует. Если должно ходить четыре автобуса от Стоматологии до Пильной, то они ведь и ходили. На основании чего «Лира» выставляет еще свои «Газели»? Если есть у нас утвержденное расписание, то на основании чего его нарушают «газелисты»? И даже если «Лира» заменяет свой автобус маршрутками, то зачем их пускать перед нашим автобусом? В открытую нарушаются все правовые документы, а администрации интереса нет.

Вопросов много

Валерий Муравьев, старший государственный инспектор Уральского управления государственного автомобильного и дорожного надзора:

— Я сам с интересом наблюдал за ситуацией «войны» с нелегальными перевозчиками. Говорилось, что как только с дорог уйдут «Газели» ООО «САТО», Бронникова и Рязанцева, так сразу официальные перевозчики поставят на свои маршруты автобусы. Так называемые «нелегалы» ушли, а ни одного автобуса по маршруту №11 я так и не увидел. Спрашивается, что собственно поменялось? Куда смотрит администрация? Наблюдая за ситуацией на шестом маршруте, я не исключаю того, что «Лира» пытается просто выжить коллег, хотя Ведерникова старается соответствовать всем требованиям: работает только автобусами, ходит по расписанию.

Ответ после отпуска

Татьяна Ткачева, пресс­-секретарь городской администрации:

— Константин Болышев, в чьей компетенции комментировать данный вопрос, до 23 августа находится в отпуске. К нему можно будет обратиться после его выхода на работу.

Автор: Анастасия ПОНОМАРЁВА