Жизнь без паспорта и полиса

Жить без документов практически невозможно — все время обычному гражданину нужен то паспорт, то полис. Ситуация Елизаветы Решетниковой усугубляется еще и тем, что девушка находится на седьмом месяце беременности, но из-за отсутствия нужных бумаг она еще ни разу не проходила осмотр у специалиста и не делала УЗИ.

Всем наплевать

Семья Елизаветы приехала в Первоуральск в 90-х годах. Родители развелись, и маленькая Лиза перебралась с мамой на Урал. Прописку получить так и не удалось — жили то там, то здесь, своим жильем не обзавелись. Сейчас Елизавета постоянно живет у дяди, а когда кто-то из родственников уезжает, перебирается к ним — присматривать за домом. Жить таким образом девушке очень тяжело — на седьмом месяце беременности не так просто каждый раз переезжать в новый дом.

— Мы приехали сюда из Казахстана в 90-х годах. Моя мама разошлась с отцом, я совсем маленькая была, — рассказывает Елизавета. — Сейчас мою личность уже установили, все доказательства я предоставила, осталось доказать, что на территории России я живу уже больше 20 лет. 14 сентября у меня будет суд, там уже будем смотреть по решению судьи. Факт тот, что я обращалась к медицинским работникам, они мне никак не хотят помочь, даже слушать не стали. Они говорят, что без полиса, без документов ничего не могут сделать, даже осмотреть. А у меня седьмой месяц беременности. Мой адвокат звонила им, договорилась, чтобы меня приняли. Я пришла в женскую консультацию, мне в приеме отказали. Врач, с которым адвокат договаривалась, ушла в отпуск, я спросила, кто ее заменяет, отправили к Подкидышевой. Она мне ответила, что ничего не может сделать, даже на учет поставить. Снова отказали! Я уже и на адвоката нашумела, мол, что вы меня гоняете просто так, я же пешком хожу, мне тяжело.

Свидетельство о рождении у Елизаветы есть. Но этого документа недостаточно, чтобы сделать паспорт — нужна прописка, которой до сих пор нет. По этой же причине Лиза в 14 лет не смогла получить документ, удостоверяющий личность.

— Когда мы сюда приехали, долгое время добивались, чтобы сделать документы, но ничего не получилось, — продолжает Лиза. — В паспортном столе меня гоняют. Им наплевать, в каком я сейчас состоянии. Они не обращают на меня внимания, нецензурные слова говорят. В 103 кабинет обращалась, там устанавливали личность. Свидетелей заставили привести, которые бы смогли подтвердить, что я давно уже проживаю на территории России. Я уже несколько лет бегаю, но ничего не могу сделать.

«Мы вас беременеть не заставляли»

Адвокат Елизаветы написала ходатайство, чтобы ей выписали временный полис, чтобы девушка смогла пройти хоть какое-то медицинское обследование. Но и в полисе Лизе отказали, потому что на тот момент ее личность еще не была установлена. Сейчас полис не дают, потому что недоказанным осталось проживание на территории России.

— Я ведь даже на УЗИ ни разу не была, — возмущается Елизавета. — Когда пытаюсь хотя бы к совести призвать работников больницы или паспортного стола, мне отвечают одно и тоже: «Это ваши проблемы! Мы вас беременеть не заставляли». Из паспортного меня прямиком отправили в суд. Вот в суде мне сейчас обещают, что сделают все документы. У меня много свидетелей, что я уже давно здесь живу — почтальонка, которая 30 лет работает, хорошо меня знает. Председатель уличного комитета ходила в паспортный стол, но ее там даже слушать на стали. Я ведь с отцом ребенка из-за отсутствия документов расписаться не могу до сих пор. У меня в семье сейчас тоже скандал. Муж звонит: «Ты что, десять лет будешь документы делать?» А я при чем, если мне везде отказывают? Если меня из кабинетов в прямом смысле выкидывают? Никто ведь не смотрит, что я беременная, что у меня такой срок. А ребенок-то живой! Муж в Ростове живет. Приезжал ко мне раза три, посмотрел, что толку никакого и обратно уехал. Говорит мне: «Сделаешь документы — приезжай». А мне всего два месяца до родов осталось. Где и как я буду рожать? Меня без документов ни одна больница не возьмет. Все справки и документы, которые от меня требовали, я предоставила. Мне и в Казахстане отказали, потому что я всю жизнь в России прожила.

Каждый человек имеет право?

— Когда Елизавету привезли в Первоуральск, ей было полтора года, — говорит Любовь Колотилина, адвокат. — На руках у матери было только свидетельство о рождении дочери. Но, поскольку у нас в 90-е годы не особо актуально было менять все документы, все это так и осталось.

В середине 90-х годов у семьи Решетниковых сгорел дом вместе со всеми имеющимися документами. Только в 2007 году Елизавета с братом стали направлять запросы в Казахстан, потому что остались совсем без документов. Свидетельство о рождении пришлось получать через посольство Казахстана в Омске, на что было потрачено около двух лет.

— В этом году Елизавета начала оформлять документы на паспорт, — продолжает Любовь Колотилина. — Но вся эта процедура очень длительная. Сначала, если у человека нет паспорта, нужно установить личность, то есть, что такой-то фотографии соответствует человек с такими-то именем и фамилией. Потом человек должен пройти достаточно много процедур. Все этапы, которые нужно, мы постепенно проходим, но, понятно, это не дело одной минуты, на все затрачиваются недели, а то и месяцы.

По сути, все службы, в которые обращались Елизавета и ее адвокат, действуют в рамках закона. Непонятно только одно — почему девушку не принимают в женской консультации? В Конституции РФ четко прописано (ст. 41), что каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

— В женской консультации нам сказали, что без полиса они принимать не будут, — говорит Любовь Валерьевна. — Мы стали узнавать, возможно ли получить в такой ситуации полис. В центре «Осень», который занимается как раз такими вопросами, нам сказали, что напишут ходатайство в «Астромед», а там уже и должны решить, давать полис или нет.

Но и здесь возникли определенные сложности — Елизавета не попадает ни в одну категорию людей, которым можно выдать временный полис — она не гражданка России, не лицо без гражданства, не иностранный гражданин. Поэтому до решения всех паспортно-визовых вопросов полис получить не удастся.

— Документы-то оформляются, а медицинская помощь не оказывается, — объясняет Любовь Колотилина. — Мы бы смогли подождать с получением полиса, если бы не срок беременности. Сейчас вопрос уже не столько в документах, сколько в охране здоровья ребенка, ведь всей этой нервотрепкой ему наносится огромный вред.

Будут документы — сделаем паспорт

Ольга Стома, начальник отдела УФМС в городе Первоуральске:

— Мы можем выдавать паспорта только гражданам России. Того, что у Елизаветы Решетниковой установили личность — мало. Необходимо доказать, что она проживала и проживает на территории нашей страны, то есть выяснить гражданство. Как только в паспортный стол будут предоставлены все нужные документы, мы оформим и выдадим паспорт в установленные сроки. Без документов мы не имеем права работать.

Пусть вызывает «скорую» и нормально рожает

Валерия Подкидышева, врач-ординатор женской консультации:

— Я уже несколько раз говорила Елизавете, что делать — если нет документов, нужно прийти к нашим юристам, заключить договор, заплатить за наблюдение беременности. Все приезжие так делают — приносят договор, и мы их наблюдаем. Я сказала, что предпринять, но Елизавета Николаевна хлопнула дверью и ускакала. А сейчас кругом претензии, что ее никто не хочет обследовать. А мы ведь без документов не можем работать — сертификат не выпишем, деньги потом за прием не получим. Есть мамочки, которые вообще не наблюдаются. Схватки начнутся, пусть вызывает «скорую» и рожает нормально, в роддоме ее все равно примут.