Первоуральские лесоводы возрождают рощу Могилица

Через 20 лет высаженные в роще сосенки станут полноценными деревьями высотой 15-20 метров.

В начале мая работники леса посадили в сосновой роще Билимбая 5 тысяч молодых деревьев. Пока сосенки еще совсем маленькие — 35­40 сантиметров от земли. Директор первоуральского лесничества Михаил Лимонов называет их «младенцами», за которыми нужен глаз да глаз. На этой неделе «Городские вести» вместе с ним поехали в поселок, чтобы «проведать» деревца.

 Редеющие кроны

Роща с высокими соснами расположена в живописном месте на высоком холме. У подножия — табличка: «Памятник природы — роща Могилица. Посадка сосны 1843 года»

— Этим соснам уже под 170 лет, — говорит Михаил Лимонов, подняв голову вверх к вершинам. — Это эпоха графа Строганова. На своем веку эти сосны многое повидали.

Когда­-то роща была и гуще, и больше. Есть даже легенда о том, что с высоты птичьего полета кроны сосен вычерчивали имя возлюбленной Строганова — Анна. Сегодня сосны занимают территорию в 10 гектаров, и молодого подроста не появляется уже давно. Причин, по словам Михаила Павловича, много — это и вытаптывание, и скот, и задернелость почвы, и неуважительное отношение сельчан.

— Граф в свое время выращивал сосны специально для рубки. Рубил, собирал семена с элитных пород, выращивал в питомники и высаживал вновь. Сейчас ни густоты, ни рядности, между деревьями большие «окна». В среднем, между двумя соснами можно посадить еще пять деревьев.

С каждым годом сосен будет становиться все меньше. По словам лесоводов, на Урале эти могучие деревья живут не более 200 лет. Было принято решение возродить Могилицу. Тем более, что и дат много знаменательных — нынче 280 лет Первоуральску, а на будущий год будет отмечаться 100­летие заслуженного лесовода города Александра Михайловича Никитина.

 Скорей­-скорей, пока роща не исчезла

Сначала лесничие вышли на санитарную очистку рощи. 95 деревьев были спилены — это те, что представляют опасность для людей и здоровых сосен.

— Многие деревья здесь страдают такой болезнью, как рак серянка или суховершинность, — объясняет нам лесовод. — Поэтому без санитарной вырубки невозможно. Наша цель — скорей­-скорей высадить «молодежь», чтобы через 20­30 лет роща не исчезла. К тому времени вот этот саженец превратится в дерево высотой 15­20 метров.

Все саженцы выкопаны из леса в районе сада №55, что за автодромом. Высажены они в специально вспаханных бороздах через 50­60 сантиметров. Всего в Билимбай «переехало» 5000 сосенок, а расположились они на 2 гектарах.

— Все просто, — говорит Михаил Лимонов. — Мы взяли самосев, где он не нужен, и посадили туда, где он необходим. Видите, сосеночки уже пустили почки, значит, дерево тронулось в рост. Сейчас наша задача — уход за «младенцами».

По словам инженера охраны леса Марины Сайфиевой, дело это непростое. Сначала — прополка. Причем ручная.

— Трава появится к осени и ее нужно будет убрать в радиусе30 сантиметров, чтобы она не заглушала дерево, — рассказывает она. — Потом, когда насаждениям исполнится 10 лет, проведем осветление, то есть уберем березу и осину, которые также обгоняют и заглушают сосну. Затем начнутся прочистки — это спиливание слабых деревьев, чтобы они не мешали своим сильным соседям.

— Но наша цель сохранить не менее 90% высаженных сосенок, — добавляет Михаил Павлович. — Лишь бы население нам не мешало…

Увы, но пока призывы «Сохраним Могилицу!» слышат не все. Люди не только мешают, но и вредят. В центре рощи мы наткнулись на кучу мусора, который вывалили не куда­то, а именно на сосенки.

— Вот надо же было притащить сначала, — возмущается Михаил Павлович, разгребая кучу и высвобождая саженец. — Не успели посадить… кому что надо?! Мы уже видели, что и выдергивают наши сосеночки. Что за отношение?

На днях Михаил Лимонов решил поговорить с администрацией поселка и полицией, чтобы последние во время рейдов заглядывали в Могилицу, разгоняя вандалов.

 

Историческая справка. Название рощи, как и холма, связано с легендой о храбром предводителе башкир Билимбае. Предание гласит, что на вершине холма произошло сожжение батыра, умершего от раны ядовитой стрелы. Обычно курганы, где производились погребения, называют могильниками. Так и этот холм получил название горы Могилицы. О том, что здесь находилось башкирское кладбище, свидетельствовали каменные надмогильные столбики, которые встречались еще в XIX веке.