Общественники и ПНТЗ до сих пор не подписали протокол инспекции на ЭСПК

В рамках экологической программы ПНТЗ уже вложил в благоустройство микрорайона Ново-Талица 37 млн рублей.

Первая общественная инспекция на ЭСПК состоялась в конце июня. Тогда общественники и новотрубники не смогли подписать протокол — первых возмутило, что вторые пытались им подсунуть готовое «решение». В итоге договорились — поработать над проектом протокола совместно. Новый вариант протокола директор экологического фонда Владимир Плюснин явил заинтересованным лицам в минувший вторник. Обсуждение всего семи пунктов этого документа заняло почти два часа.

Дайте данные!

Для начала Владимир Плюснин спросил, почему предприятие так и не представило ему отчет по выбросам ЭСПК за прошлый год:

— Он эксплуатировался, правда? Работал в пуско-наладочном режиме. Какой-то объем выбросов был произведен? Был. Мы после общественной инспекции еще раз внимательно просмотрели отчет по выбросам за 2011 год по Новотрубному. Я лично там не нашел информацию по объемам выбросов ЭСПК.

— То есть вы готовы подать заявление в прокуратуру, что мы ввели в заблуждение Статуправление и вообще всю общественность? — тут же отреагировал руководитель УКС ЭСПК Игорь Кинер.

— Я не знаю, я хочу это выяснить. Может, я ошибаюсь.

— А почему мы должны доказывать свою невиновность?

— Я просто спросил. А что здесь непонятного? Это какая-то тайна?

Новотрубники обещали представить.

 

Седьмая проходная лучше объездной дороги

Далее общественники и новотрубники пошли по пунктам проекта протокола: где-то убирали, где-то добавляли. Первым «камнем преткновения» стал пункт, в котором речь идет о строительстве объездной дороги. Как могут видеть все жители города, объездной дороги, которую предприятие обязалось построить, чтобы не гонять грузовой транспорт через Первоуральск, так и не появилось.

— Мы сделали даже больше, чем объездная дорога, — объясняет главный эколог ПНТЗ Виктор Кузнецов. — Мы построили новую проходную №7, чтобы исключить попадание туда автотранспорта, прекратили движение через город. Мы устранили движение по улице Индустриальной — от моста до проходной. Я считаю, что данный пункт выполнен — транспорт в город не заходит.

— Получается, в 2008 году мы говорили населению о том, что на момент пуска ЭСПК это будет выполнено, — возмутился Владимир Плюснин. — Сейчас по ходу пьесы мы начинаем что-то объяснять. Надо было корректировать вот эти текстовые все вещи раньше, а не когда встал вопрос. Я не очень удобно себя чувствую, потому что получается, что я дезинформировал население.

— Вы сами на интернет-портале прокомментировали строительство объездной дороги, а именно то, что ни планом градостроительного развития города, ни какими-либо другими документами не предусмотрено сегодня строительство объездной дороги, — вступил в разговор Игорь Кинер. — Не может ПНТЗ построить объездную дорогу без участия города. Если бы был план, который предусматривал бы это строительство. А я могу вам показать письмо предыдущего главы города, который внятно расписывает, как должна пройти объездная дорога. Так вот она приводит к Талицкому путепроводу. И что тогда мы выиграем? ПНТЗ сделал правильно, что построил седьмую проходную.

— Это не головная боль города, — заявил Владимир Плюснин. — Это предписание вам было выдано как одно из основных условий пуска ЭСПК. Вам кто мешал вносить необходимые изменения? Теперь мы должны четко констатировать факт, что на момент общественной экологической экспертизы было обещано одно, а по факту  — другое. Все довольны, все смеются.

 

Что не запрещено — разрешено?

Примерно такая же ситуация получилось и с зафиксированными в соглашении противошумными экранами. Взамен их в Ново-Талице новотрубники установили пластиковые окна, мотивировав тем, что экраны облегчили бы жизнь только жителям первых этажей, а с пластиковыми окнами они облегчат жизнь всех обитателей многоэтажек. Тем не менее, общественники зацепились и за этот момент.

— Мы сейчас с вами впадаем в очень опасную ситуацию! — сказал Владимир Плюснин. — Получается, вы меняете правила игры по ходу самой игры.

По большинству пунктов так или иначе общественники и новотрубники приходили к соглашению. А вот в отношении площадки временного хранения шлаков, на которой, напомню, была обнаружена техника по переработке отходов, каждая сторона осталась при своем мнении.

— Перед собранием я еще посмотрел материалы общественной и государственной экспертизы, — говорит Владимир Плюснин. — О переработке шлаков там речи не ведется. Зафиксировано только их временное хранение. Мне непонятно, на каком основании вообще ведется переработка. Поэтому хотелось бы посмотреть лицензию, как ведется пылеподавление. Да, госэкспертиза не запрещала ПНТЗ переработку шлака. Так она и хранение ядерных отходов не запрещала! Мы говорили людям, что будет площадка временного хранения. А сейчас вы вдруг заявляете, что переработка должна быть. А давайте здесь космодром еще построим до кучи!

— Как можно строить площадку без переработки? Вот привезли отходы и дальше-то их куда девать? — спрашивает главный эколог Новотрубного завода Виктор Кузнецов. — Погрузка и переработка — это процесс полностью идентичен.

— Получается, когда в 2008 году шла экспертиза, обещали мы одно, но здравый смысл подсказывает нам, что сделать надо по-другому, — сделал резюме директор экологического фонда. — Считаю, что во время следующей инспекции особое внимание нужно уделить шлакам. По этому моменту у нас много вопросов.

 

Это не «Аткинс», а общественность

Все два часа совещания прошли на повышенных тонах. Несколько удивило заявление руководителя УКС ЭСПК Игорь Кинера:

— Я на этом проекте с самого начала и помню лозунги, которые писали на заборе нашего предприятия регулярно, я помню все эти общественные инспекции, которые проводились, когда еще тут было голое поле. Общественная экологическая экспертиза, на которую вы ссылаетесь, никаким законодательным актом не предусмотрена. Компания «Аткинс» — это независимый аудит иностранных банков, которые готовы были предоставить нам кредиты на строительство ЭСПК — вот кто потребовал от нас ее проведение. Обязательной она не является. Но сейчас вы пытаетесь представить так, как будто ее решения — это догма.

— Если бы вы читали закон до конца, а не только выдержки, которые вам удобны, увидели, что заключение государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы — равноценны закону, — высказался общественник Владимир Терехов. — И если бы у вас на заборах не появлялись надписи каждую неделю, никакой бы общественной экспертизы не было. «Аткинс» дожали мы, общественники. И сейчас у меня складывается такое впечатление, что вы хотите уйти от обязательств, которые были даны ранее людям, и которые легли в основу итогов всевозможных экспертиз, и перейти к нынешнему соглашению, которое вы заключили, надавив на мэра, цена которого 20 млн рублей. Я уже устал от этих гарантий и обещаний.

 

Борьба за каждую запятую

Владимир Плюснин, директор экологического фонда:

— Почему так эмоционально прошло обсуждение? Потому что речь идет о жителях нашего города. И это абсолютно нормально, когда мы боремся за каждую запятую. В 2008 году Новотрубный дал некие гарантии, когда проводилась предыдущая экспертиза. Сейчас представители предприятия говорят, что все это было давно, законодательство изменилось, давайте по-новому все будем делать. Завтра, не приведи господь, что-то поменяется, придет новое руководство завода и скажет, то, что обещали нам сегодня, это опять неправильно, и все надо делать по-другому.

 

«ПНТЗ не на луне находится»

Эдуард Коридоров, директор по взаимодействию с органами власти и общественными организациями ПНТЗ

— Мы не против того, чтобы договариваться с людьми — индивидуально или с помощью общественников. Мы против того, чтобы за наши деньги нас еще и поносили. В Талице мы действительно сделали много полезного, нужного для города. Потратили 37 миллионов рублей. Почему об этом не написать? Думаю, это будет справедливо. По Трудпоселку, Самстрою, Ельничному и Пильной — соглашусь, пока мало что сделано.

Мы собираемся руководствоваться соглашением, которое подписал мэр Переверзев. Но мы готовы двигаться навстречу, фиксировать обязательства. ПНТЗ не на луне находится и не плевал на окружающую среду.