Первое заседание новой гордумы было сорвано. Депутаты не договорились.

Примем к сведению — не более

Городские парламентарии собрались в 14.00, но журналистов в зал заседаний пустили значительно позже — спустя почти час. Как выяснилось потом, народные избранники 45 минут обсуждали декларацию о деятельности думы созыва 2012 года. С инициативой ее принятия выступила Светлана Титова, депутат от партии «Единая Россия». С текстом декларации приглашенных ознакомили первым делом, но после торжественного открытия заседания. А открыл его, по традиции, самый старейший из избранных депутатов.

— Самым старейшим являюсь я, поэтому я и начинаю, — выступил Владимир Валькер. После этого прозвучал гимн города. А сразу за ним — и текст декларации. Суть смысл предложенного документа сводилась к утверждению принципов уважительного сотрудничества. Небольшой фрагмент:

«Мы считаем неприемлемыми в депутатской работе:

— демонстрацию пренебрежительного, неуважительного отношения, оскорбления, публичные скандалы и нарушения этики;

— неучастие в работе думы без уважительной причины, сознательный срыв заседаний комитетов и гордумы;

— безосновательную критику и дезинформацию коллег;

— попытки парламентского большинства оставить без внимания позицию депутатов, оказавшихся в меньшинстве, равно как и попытки парламентского меньшинства парализовать общую работу городской думы».

Данную декларацию было предложено принять за основу работы, но депутаты отказались голосовать за такое предложение. Поэтому Валькер нашел компромисс и предложил просто принять данный текст к сведению.

Владимир Валькер, Юрий Переверзев и Николай Козлов (слева направо)

Линия Козлова

Далее началась работа по повестке. Сначала утвердили фракции — их в нынешней думе шесть: от «Единой России», «Яблока», «Справедливой России», «Патриотов России», ЛДПР и КПРФ. Причем фракции от ЛДПР и КПРФ состоят всего из одного депутата. Четыре парламентария не примкнули ни к одной из партий — это Юрий Жильцов, Светлана Данковская, Ольга Воробьева и Владимир Валькер.

Один из основополагающих вопросов первого заседания думы — это выбор председателя представительного органа власти. Было предложено всего две кандидатуры — Николай Козлов («Единая Россия») и Константин Дрыгин («Яблоко»). Оба подтвердили, что готовы сложить свои полномочия, как руководители коммерческих предприятий, если будут избраны на должность спикера.

— Николай Евгеньевич, — обратился к Николаю Козлову председатель фракции «Яблоко» Владимир Плюснин, — мы с вами дважды принимали участие в работе общественно-экологической инспекции на Новотрубном заводе. У меня сложилось впечатление, что в ходе этой работы, вы активно лоббировали интересы владельцев группы ЧТПЗ. Вот в случае избрания в качестве председателя думы, вы будете продолжать ту же линию, которую демонстрировали на инспекциях? Или вы готовы к компромиссам, готовы обсуждать проблемы с фракциями, с депутатами?

— Безусловно, готов к диалогу — это не обсуждается, — ответил Козлов.

Выборы председателя думы

Началось тайное голосование. Выдача бюллетеней под роспись, кабинки для голосования, опечатанная урна — все, как полагается. Одному из двух кандидатов требовалось набрать 15 голосов, чтобы выборы состоялись. В итоге, 16:10 — в пользу Козлова, один бюллетень оказался испорченным. Теперь Николаю Евгеньевичу придется оставить свой бизнес и полностью посвятить себя муниципальной службе.

Глава города Юрий Переверзев поздравил нового председателя рукопожатием, после чего Козлов приступил к своим обязанностям — продолжил вести заседание, пообещав, что будет работать на развитие города.

Одиннадцать депутатов не захотели продолжать заседание.

Вы-то куда пошли?

Но вжиться в новую роль Николай Евгеньевич не успел — заседание думы пришлось прекратить по причине ухода из зала заседания 11 депутатов. Камнем преткновения стало обсуждение вопроса о выборе замов председателя. Должность не менее важная, чем спикер, не менее ответственная. Началось все с выступления Натальи Воробьевой, которая возглавляет в думе фракцию «Единой России».

— Фракция решила избрать заместителем председателя гордумы Марата Сафиуллина…

В зале послышались аплодисменты, приглашенные загудели: «Уже избрать?», «Вот так оговорочка!»

— …и Александра Цедилкина, — завершила свою фразу Воробьева.

После этого слово попросил Владимир Плюснин:

— Мы не зря говорили перед началом заседания по поводу этой декларации — у нас должны складываться определенные уважительные отношения между фракциями большинства и меньшинства. Меня серьезно напряг тот факт, что когда речь шла о вашей кандидатуре, то были консультации с фракциями, с депутатами, здесь же нас просто ставят перед фактом. При всем моем уважении к Марату Адисовичу, я не думаю, что он может достойно представлять, с его реноме, думу и город в области, в России. Я, например, расцениваю это как неуважительное отношение к нашей фракции, считаю, что в данных условиях наша фракция работать не может. Мы должны обсудить кандидатуры, которые мы можем вынести.

После этого Плюснин встал с места и направился к выходу. За ним и все «яблочники» — Андрей Углов, Виталий Листраткин, Константин Дрыгин. Свои кресла покинули и Александр Цедилкин, Светлана Данковская,Сергей Суслов, Геннадий Гарипов.

— Мы не поддерживаем данное предложение, потому что не было проведено предварительных консультаций по выдвигаемым кандидатурам, — пояснилСергей Сусловпозицию фракции «Патриоты России».

Через секунду зал заседаний покинули еще трое депутатов — Юрий Жильцов, Владимир Валькер и Ольга Воробьева.

— Мы видели, как дружно была поддержана кандидатура Николая Евгеньевича. Так же вы поддержите и Марата Адисовича — это всем ясно и понятно, поэтому я тоже ухожу, — сказала Ольга Геннадьевна, поднимаясь с места.

— Александр Федорович, вы-то куда пошли? Вы же фракция «Единая Россия»! — кричала вслед Цедилкину Наталья Воробьева.

В зале осталось 16 депутатов, что меньше необходимого кворума (19 человек), а потому на этом первое заседание думы было закончено. Оставшиеся вопросы депутатам предстоит рассмотреть на внеочередном заседании. Оно, видимо, и покажет, насколько новый председатель готов находить компромиссы.

По информации наших инсайдеров, еще не очень довольным сегодняшним заседанием думы был Владислав Пунин. По слухам, именно ему было обещано место второго зама в благодарность за сотрудничество на выборах. Совершенно неожиданно во время заседания думы было озвучено решение фракции ЕР, выдвинуть сразу двух кандидатов. В случае, если бы депутатский демарш не состоялся, нейтральный Александр Цедилкин имел бы все шансы быть избранным. И Владислав Пунин, в любом случае, оставался бы ни с чем.

Шок или все же «я был готов»?

— Дело тут даже не в консолидации депутатов, а в спланированной акции, — прокомментировал случившееся Марат Сафиуллин. — По моему мнению, это было именно спланировано и отработанно. Было такое предположение — два дня тут какая-то беготня, везде перезвоны, есть люди, которые мне позвонили и предупредили — планируется акция срыва думы. Меня выдвинули коллеги, как альтернатива предложен и Александр Цедилкин, который тоже встал и ушел, хотя за его выдвижение я также голосовал. Выставить свою кандидатуру было предложено всем — хоть пять, хоть шесть человек. Депутаты бы выбрали достойных. Если они считают, что я не достоин, то итог бы и показал — меня б и не выбрали. Срыв — это необдуманно. Много вопросов, которые уже надо запускать в работу, надо, наконец-то, утвердить рабочий орган думы и работать уже на благо города.

— Перед выдвижением кандидатуры председателя проходили согласования, это обсуждалось с фракциями. Что случилось сейчас? — этот вопрос журналисты адресовали уже председателю думы Николаю Козлову.

— Любая фракция внутри проводит собрания, выдвигает кандидатов на председателя и заместителей. Фракция «Единая Россия» выдвинула двух кандидатов — Марата Сафиуллина и Александра Цедилкина. Мне непонятно, почему другие фракции никого не выдвинули. Фракция «Яблоко» также могла выставить свою кандидатуру, «Патриоты» тоже могли… В ближайшее время состоится внеочередное заседание.

Что касается оговорки Натальи Воробьевой, то Николай Евгеньевич называет это «чисто технической ошибкой».

— Человек, может, волновался, — улыбается он. — Сейчас начнутся консультации со фракциями, будем обсуждать кандидатуры заместителей, консультироваться с главой. Я думаю, найдем общий язык. Это надо сделать максимально быстро. Нужно формировать комитеты, нужно избирать их председателей, заместителей. Без комитетов дума не может работать. На это у нас 30 дней.

При этом, в отличие от Марата Сафиуллина, Козлов признался журналистам, что ничего о готовящейся акции не знал:

— Я нахожусь в шоковом состоянии. Для меня это было неожиданно, — говорит он. — Первое заседание думы и вот так всё. Если Марат Адисович знал, то мне почему-то не сказал. Я воспринимаю саботаж негативно. Возможно, во время консультаций будут поднимать вопрос о снятии кандидатуры Сафиуллина.