В Первоуральске прошел дождь из свиристелей

Мертвые птицы усеяли асфальт около здания управления образования.

На днях трупики птиц усеяли асфальт у входа в здание управления образования. Это насторожило первоуральцев, которые первым делом сообщили о страшной находке «Городским вестям».

 Ужас-­то какой

В полдень к нам в редакцию прибежали два школьника. На их лицах интерес вперемешку с беспокойством. Никита Пирогов и Даниил Бородин рассказывают наперебой о том, что видели мертвых птиц. Мы вместе с ребятами отправились оценить событие. По дороге школьники вводят нас в курс дела:

— У управления образования валяются птицы, красивые такие, — говорит Никита Пирогов. — Я не знаю породу, их там восемь штук. Мы видели, как одна упала с крыши. Следов выстрела или укусов не было. Там стояло дерево, на котором их было много. Потом они стали падать. Так то по городу голубей мертвых много попадается, а вот таких птиц не видел еще.

— Одна птица летела, скрючилась, в окно влепилась и упала, — дополняет картину Данил Бородин.

Ребята приводят нас на место. Мы видим несколько тушек умерших свиристелей. У одной из клюва выкатилась раздавленная ягода рябины. Дети обеспокоенно подбегают к птице, которая еще подает признаки жизни. Никита берет ее на руки, и в течение полминуты птичка оживает. Мальчик отпускает ее на газон, и она начинает прыгать. На шум вышел охранник.

— Ее бы молочком попоить, отойдет, — советует охранник Афанасий Альбеков. — Мы позвонили в МЧС. Они сказали, что птицы наелись ягод, от чего у них в желудке началось брожение. От этого они и умерли. Отравились алкоголем, в общем. Работаю тут с мая месяца, первый раз такое вижу. Началось в том месяце — тогда голуби падали. Я думаю, это отравление — СУМЗ или ЭСПК. У меня внука стошнило в саду неделю назад. Ни с того, ни с сего вдруг плохо стало. Я давай его горячим молочком отпаивать — вроде полегчало.

—Я здесь работаю 17 лет, и рябина впервые стала так «бродить», — рассказывает «Городским вестям» завхоз управления образования Ольга Свинарь. — Может быть, действительно был выброс, хотя никакого специфического запаха не было. Дворник говорил мне, что в последнее время под этой рябиной постоянно находит птиц. Я лично впервые столкнулась с этим в конце лета. Тогда я не придала этому значения. Но сегодня, когда я увидела столько мертвых тушек сразу, заподозрила неладное и решила­таки позвонить в МЧС. И вы знаете, их реакция меня не устроила.

 Что-­то с экологией не то

Так как количество умерших птиц, по нашему мнению, было далеко от «нормального», мы отправились по всем инстанциям Первоуральска, чтобы узнать, что думают по этому поводу специалисты:

— Я думаю, что паниковать не стоит, — утверждает директор первоуральского экофонда Владимир Плюснин. — За все время, сколько я занимаюсь проблемами экологии, из­за выбросов заводов еще не умерла ни одна птичка. Да, иногда они умирают, но связанно это может быть с чем угодно. Например, в нашем городе существует такая практика — травить птиц. Делают это сами жители, чтобы птички не гадили на их автомобили. Еще меньше нам понравился ответ первоуральского отделения Роспотребнадзора:

— Совершенно не ясно, причем тут мы, — говорит главный санитарный врач Первоуральска Сергей Бусырев. — Я по образованию врач, а не орнитолог. Если бы это была эпидемия, то нам пришла бы установка из Москвы о том, какие конкретные действия надо предпринимать. Самостоятельно мы такие вещи не решаем.

Первоуральские ветеринары только развели руками. Они посчитали, что их это не должно волновать.

— Государство решило, что теперь все наши услуги должны быть платными, — рассказывает заведующий ветлечебницей Артем Бургин. — Теперь мы экстренно реагируем только на вспышки сибирской язвы и бешенства. Если бы к нам кто­нибудь обратился, мы могли бы сделать платное вскрытие птиц и определить причину их смерти, но к нам никто не пришел.

А вот в Екатеринбургском зоопарке массовую гибель птиц объясняют весьма рационально:

— Никакого брожения в желудке свиристели нет и быть не может, — утверждает научный сотрудник зоопарка Наталья Сергеевна Алексеева. — Рябина — основной корм этих птиц. Причем они усваивают только зерна, а мякоть выделяют в первозданном виде. Я могу предположить, что причина все­таки в экологии вашего города. Порой выбросы от заводов ощущаются даже на языке. У нас раньше был стационарный пост в Хомутовке, и там выпадали кислотные дожди, от чего вся растительность становилась красной. Не думаю, что в самом городе ситуация сильно лучше. Что же касается птичьего гриппа, то его опасаться не стоит — свиристели не перелетные птицы, они кочевники, следовательно, заразиться от южных птиц они не могли. Думаю, для человека этот случай все же не представляет опасности. Разве что можно подхватить орнитоз от мертвых голубей.