В Липецкой области захоронен военный летчик из Первоуральска

— А давайте попробуем найти, вдруг кто­-нибудь откликнется — с таким предложением обратился в редакцию «Городских вестей» руководитель патриотического клуба «Пограничник» Александр Демидов. На адрес «Пограничника» пришло письмо от липецких школьников, присматривающих за могилами двух летчиков, погибших во время Великой Отечественной войны. Один из них жил в Первоуральске.

«Здравствуйте, пишет вам школа села Воскресенское, Данковского района Липецкой области. В нашем селе есть могила двух неизвестных летчиков, которые погибли при выполнении боевого задания…»

Как выяснилось, имя одного из летчиков — штурмана — все-­таки известно. Им оказался Николай Андреевич Мочалов, 1921 года рождения. Школьники, одну из которых зовут Юлия Сучкова, не только ухаживают за могилой, но и решили найти родных отважных героев. Поискав в интернете, нашли зацепку — Николай Мочалов оказался уроженцем Первоуральска, его отец проживал на улице Пугачева.

— Имя удалось установить, скорее всего, благодаря «медальону смерти», — комментирует поисковик Александр Демидов. — Ведь в военном билете нет информации о близких родственниках, а у школьников она появилась. Им удалось найти имя отца погибшего летчика — Андрей Федорович, проживавший на Пугачева, 8.

СОЛДАТСКИЕ МЕДАЛЬОНЫ, ИЛИ «МЕДАЛЬОНЫ СМЕРТИ» появились в Красной Армии в 1925 году. За основу был взят жестяной медальон (ладанка), использовавшийся в царской армии. В медальон вкладывался специальный бланк на пергаментной бумаге, который содержал сведения о бойце. Из-­за нехватки стандартных медальонов в частях Красной Армии использовались и деревянные, и металлические медальоны. Иногда вместо пенала использовалась обычная винтовочная гильза. В войсках у бойцов встречалось предубеждение к медальонам. Из-­за суеверия многие просто выбрасывали его, считая, что обладателя «смертного» медальона обязательно убьют.

За два года существования клуба «Пограничник» такого рода обращение первое на памяти Александра Николаевича.

— Делом чести для нас найти родных погибшего летчика, — считает Демидов. — Представляете, как здорово — начали помогать дети. Тем более из Липецкой области.

Свои поиски ребята из «Пограничника» начали с улицы Пугачева. Оказалось, она шла параллельно нынешней Вайнера, состояла из деревянных домов и нескольких бараков, в которых жили работники завода. Несмотря на то, что пара ветхих домишек сохранилась до сих пор, название потерялось — сейчас это частный сектор улицы Вайнера.

— Конечно, мы пока не нашли людей, которые бы что­-нибудь знали о Мочаловых, — продолжает Александр Демидов. — Почти не осталось в живых людей 1921 года рождения. Но все же надеемся, что кто­-нибудь откликнется, прочитав материал в газете.

У «Пограничника» нет цели перезахоронить останки Николая Мочалова — зачем, ведь он покоится в одной могиле с боевым товарищем.

— Мы просто хотим найти родных — это ведь так здорово узнать, что где­то в России лежит твой прадед, приехать, положить цветы, — говорит Демидов.

Родные и близкие, а также все те, кто что­-нибудь знает о старшем сержанте Николае Мочалове или его отце Андрее Мочалове, просьба обратиться в клуб «Пограничник» по телефону 64­91­23 или по телефону редакции 6­39­39­0.