«Запасной выход» продолжит собирать рок-концерты, если остатки культуры в городе не зачахнут

Если просмотреть рок-афишу Первоуралська, то она не богата на события. Лишь небольшая группа энтузиастов — музыкантов и их поклонников — периодически вносит в нее что-то новое. Воскресный фестиваль «Come Together», отгремевший 10 февраля на сцене ДК Леннона (название клуба в рок-тусовке), не стал исключением. Семь команд приняли в нем участие. С какими трудностями столкнулись организаторы, как живут рок-музыканты сегодня и для чего важно проводить такие концерты — об этом мы спросили бас-гитариста и вокалиста группы «Запасной выход» Дмитрия Жильцова после концерта. Именно ему принадлежала рок-идея собраться вместе.

"Запасной выход" на концерте исполнила новую песню "Как говорил старик Хаям"
«Запасной выход» на концерте исполнила новую песню «Старик Хайям»

— На самом деле, у меня была проблема с названием фестиваля. Все спрашивали: чему посвящен концерт, почему именно в эту дату. Но какого-то логичного объяснения не было. А потом на глаза попалось — в феврале у «Битлов» было выступление в шоу Эда Салливана, когда они Америку поставили на уши, когда началась «битломания». Для меня же ливерпульская четверка до сих пор остается группой №1, на которую хочется равняться. «Come Together» — знаменитая песня «Beatles», которую написал Леннон в 1969 году. И призыв песни: «Соберемся вместе» или «Пойдем вместе», — как ничто иное подошел к нашему концерту.

— Перед началом концерта была посеяна интрига — зрителей ожидали новые знакомства. На сцену выходили молодые группы, две из которых до этого не слышал даже ты. Сбылись ли ожидания?

— Мне было интересно. Группы «Самокат на прокат» и «Черный город» сами обратились ко мне «Вконтакте» с вопросом — нельзя ли поучаствовать в концерте. Первые открывали фестиваль, и естественно, им было трудно играть на «холодный» зал. Может, их и не очень сильно поддерживали, но каждая песня заканчивалась аплодисментами, что правильно. Я об этом говорю всегда — мы пишем песни не для себя и не для друзей-музыкантов, нам важно видеть обратную реакцию слушателей.

Участники группы «Черный город» вообще впервые вышли на сцену. Ребята молодые, вчерашние студенты, пишут свою самобытную музыку. Репетируют они в частном секторе. И в Первоуральске, к слову, это — проблема. Репетиционных площадок нет ни в одном ДК города — все отдано под офисы. А управление культуры и вовсе приказало долго жить — остался один специалист на весь город. Вот оно отношение к культуре в городе. То, что показали ребята — не есть законченный продукт. Я это понимаю. Но в маленькой репетиционной комнате всех проблем не увидеть, им нужен живой контакт с музыкантами, с более старшим поколением, со зрителем. Я считаю, что песни у обеих групп интересные, их музыка имеет право на существование. Да, им надо над многим поработать. Да, вокал у них не идеален. Но ни у кого нет такого отношения, что они испортили концерт. Музыканты к ним подходили и давали советы. Именно этим их участие ценно.

Еще одна молодая группа — «Высокое напряжение». Их дебют состоялся в августе прошлого года. Трое ребят окончили музыкальную школу, в ней играет и мой сын — Марк. Работая с этой группой, я вижу, как у парней растет исполнительское мастерство. Да, они зажаты еще, но потенциал у них большой. Ребята на пути осознания себя группой. Когда я был старшеклассником и играл в ВИА, преподаватель Виктор Толстых говорил — важно внутри группы оставаться друзьями, так как конфликты сразу же отразятся на музыке. Все остальное — поведение на сцене, элементы шоу — наработается. Главное сейчас — чтобы у них интерес не пропадал.

— Зрители этот интерес тоже могут подогревать, но устраивать концерты в Первоуральске, я так понимаю, дело непростое. Прошедший концерт был сложен в плане организации?

— Проблема всегда большая с аппаратурой и со светом. А единственный зал, который принимает рок-н-рольщиков у себя — это клуб Ленина. И то во многом благодаря тому, что я в этом клубе играю с 1987 года. В прошлом году мне боялись давать отремонтированный зал под рок-концерты — мол, придет пьяная молодежь, пообобьет, поисцарапает, поиспишет стены. Поэтому сейчас ДК меня обязует нести полную ответственность за порядок, включая охрану мероприятия. Перед концертом я пришел с письмом в полицию, а на меня там смотрят с круглыми глазами — «мы не можем принять письмо от частного лица». Тем не менее, наряд полиции у нас нынче присутствовал, хотя я ответа на свое письмо так и не получил.

«Запасной выход» два года подряд уже выступает в Германии. Там вот предусмотрено все до мелочей. Возник у меня вопрос — шнур, например, недостаточной длины, я первым делом к друзьям немцам — мол, выручите! А они отвечают — это не твоя проблема, вон команда техников — они решат ее. А у нас ты один высупаешь во многих лицах. Звучит у нас настолько громко, насколько позволяет аппаратура. Хотя хотелось бы, чтоб звукового давления в зале было больше. Наша мечта — придать рок-статус какому-то из залов Первоуральска, чтобы он был технически подготовленный, чтоб было слышно любую группу — будь то стиль «хард-н-хеви» или фолк-группа, где играют флейты и акустические гитары.

Если вспомнить конец 80-х, то организацией концертов занимались отдел культуры, отдел по работе с молодежью, фонд молодежной инициативы и каждый дворец культуры и клуб. На это выделялись деньги из городского бюджета, были деньги спонсоров. А сейчас всем занимается горстка «неуспокоенных» музыкантов. Трудностей масса, но я надеюсь, что если остатки культуры в городе не зачахнут, и я буду находить понимание, то продолжу заниматься организацией концертов. Мне это интересно.

— Дмитрий, а существует ли сегодня такое понятие как «уральский рок»? Как раньше пела одна из первоуральских рок-команд: «Рок-н-рольные сказки уральских гор…»

— Да-да, эту песню написала замечательная группа «Юджин». Жаль, что группа распалась. Но с ребятами мы продолжаем общаться. Двое из них были на концерте. Раньше, может, и были уместны такие понятия, как «британское звучание», «калифорнийский рок», сейчас музыка интернациональна. Да, рок на русском языке, наверно, слушается не так, как на английском. И зачастую русский рок достаточно примитивен. На самом деле, я против такого деления. Если это хорошая музыка, то она имеет право на существование. А музыка плохая со временем уйдет.

— А есть ли какие-то первоуральские традиции? Не столь давно мы слышали такие группы, как «Юджин», «Скрим»… Постепенно что-то уходит в небытие, приходят новые люди. Что сохраняется, а что меняется?

— Преемственность сохраняется. Группы если и уходят, то чисто по бытовым причинам: уехал, женился, появились дети. Но музыканты продолжают играть, собирают другие команды. А одна из добрых традиций — как раз таки собираться на сборные концерты. В моей молодости устраивались ежегодные городские шоу с группами «Кассиопея», «Лунопарк». Это кануло в лету. В начале «нулевых» годов в малом зале клуба Ленина проходили полуподпольные встречи музыкантов, своего рода большие квартирники. Субсидий на концерты сегодня никто не получает, но мы продолжаем встречаться, играть, приглашать гостей. Точно знаю, что в конце мая, когда у группы «Запасной выход» будет день рождения, мы вновь соберем друзей на большой концерт. Нынче нам 19 лет. По мерками «Роллинг Стоунз» — это маловато, а взять «Чиж и Ко», то мы с этой группой ровесники.

 dima— Концерт удался. После «Легиона-33» и «Дарты» часть зрителей ушла, но самые преданные и заинтересованные, досидели до конца. Они танцевали у сцены, они подпевали. Мне кажется, это здорово, когда население города знает своих земляков-музыкантов. Так было в Ливерпуле с «Битлами». Они сначала стали звездами своего города.

Дмитрий Жильцов