Как библиотекарь Ольга Уракова возродила юношеский отдел в Центральной библиотеке

Проект первоуральского библиотекаря Ольги Ураковой «Библиофорт — 2012, или Путешествие за книжными сокровищами» был удостоен звания дипломанта Всероссийского конкурса «Библиотеки в год российской истории». Библиотекарь активно работает с детьми и подростками, возглавляет юношеский отдел, где жизнь буквально кипит. Познакомиться с общественницей решили и «Городские вести».

Ольга Алексеевна нашла себя в профессии библиотекаря. В общении с ребятами, с педагогами и с родителями ей помогает педагогическое образование и добрая душа.
Ольга Алексеевна нашла себя в профессии библиотекаря. В общении с ребятами, с педагогами и с родителями ей помогает педагогическое образование и добрая душа.

Мир через игру

— Ольга Алексеевна, как проходила подготовка к конкурсу?

— Изначально хотелось просто себя показать, ведь интересные находки, как правило, происходят именно в маленьких городах. У нас нет навороченных технических приспособлений, а преобладает энтузиазм. Именно под конкурс мы не подстраивались — провели мероприятие, которое проходит уже четвертый год. «Библиофорт или Путешествие за книжными сокровищами» — это летняя программа. Наша итоговая работа осталась в российской исторической библиотеке — она не в электронном виде, а «живая», с газетами, с фотографиями — этакое большое портфолио, весом свыше двух килограммов. Послали почтой, еще в начале октября. В мае я поеду в Пензу на торжественное вручение диплома.

— Чем отличился «Исторический Библиофорт»?

— Идея довольно интересная, ведь вовлечен весь город, все
библиотеки. По крайней мере, в Свердловской области таких игр точно нет, чтобы было охвачено такое пространство. У нас есть такая легенда — на летний период наш город превращается в «Библиофорт». У нас есть сундук с сокровищами, и есть мудрец, он дает задание. Каждая библиотека собирает команду из трех человек возрастом 13­15 лет и создает станцию. У нас нынче была станция — «Династия Романовых». В шестом филиале была станция — «Урал в 1812 году». В первом филиале — станция «Великая Отечественная война» и как уральцы повлияли на ход событий. В четвертом филиале — «Былинные герои». То есть все станции довольно разные.

Первый раз мы провели «Библиофорт» в 2009 году для того, чтобы ребята вообще узнали, сколько у нас библиотек в городе, познакомились с этими библиотеками. Тогда я еще работала методистом. А на следующий год решили проводить игру уже тематическую. Были у нас и «Бонжур, Франция», и «Космический Библиофорт», а в прошлом году — исторический, так как 2012 год был годом истории. Именно эту работу мы и отправили на Всероссийский конкурс «Библиотеки в год истории».

— Дети проявляют интерес к «Библиофорту»?

— У нас есть дети, которые играют три года подряд. Как «старичкам» мы даем им возможность еще поиграть. Ребятам нравится эта игра еще и потому, что в библиотеке их встречают, как особых людей. Старт у нас — в мае, а в сентябре подводим итоги. Для детей это — своеобразный толчок для творчества, для развития. Ведь бывает, что ребенка не заставишь учиться. Мы делаем это с игрой, и детям нравится, они втягиваются, начинают читать больше.

 

Обстрел стереотипов и рок-акции

— Ольга Алексеевна, а как вы стали библиотекарем?

— По образованию я педагог-историк, 12 лет отработала в школе, жила в Новосибирской области. Так судьба сложилась, что мне пришлось сюда приехать, а работы учителя не было. Поскольку диплом у меня был про литературные музеи нашей области, то я пришла к библиотекарю-краеведу Надежде Деминой. Многие считают, что работать в библиотеке — скучно. Мне тогда казалось также — сидят тут тетеньки, протирают юбки. Но меня позвали, сказав: не понравится — уйдешь. Но я осталась и работаю уже десять лет. Все-таки и закалка у меня осталась пионерская, ведь я работала вожатой. Мне не хочется останавливаться на месте, и других работников — молодых девчонок — я учу тому же. И у детей мы тоже учимся, и даже не всегда за ними успеваем. Была я методистом, но потом меня перевели на юношеский сектор, потому что здесь не было работника, а подростки просто перестали приходить.

— И как привлекали детей?

— Интересными проектами. В этом году мы победили на областном конкурсе с нашей акцией «Книга — лекарство от подростковых проблем», которую проводили совместно с рок-группой «Out of Distance». Вместе с группой «Sweet Suffocation» мы проводим акцию против наркотиков, развенчивая тем самым миф о том, что рокеры — наркоманы и алкоголики. Мы раздаем листовки, на которых — аннотации книг, которые помогают подросткам выйти из сложных ситуаций: отношения в семье, непонимание родителей, ранняя беременность и многое другое. У нас все эти книги есть. Бывает, что подростки не слушают даже своих сверстников. А книгу взял — это что­то такое интимное, которое человек пережил, написал, и оказалось, что ты не один такой со своей проблемой. У нас есть программа по профориентации, по толерантности. Например, акции «Все евреи — жиды», или «Все блондинки — дуры». Мы брали с собой краску, и давали людям стрелять в эти стереотипы. Многие не отрицали, что это хорошая психологическая разрядка: постреляли, как дети, и душу отвели. Однажды мне в голову пришла идея — провести флеш-моб: ходили с ребятами по библиотекам и дарили людям шарики, говоря: «Сегодня День толерантности, давайте обниматься!» Началась такая «движуха», как говорят подростки!

 

Читателя надо растить

— Мы слышали о клубе «Ориентир». Это ваши ребята?

— Да, это ориентир на хорошую литературу. Сейчас клуб достаточно большой, с кем-то я проекты пишу, с кем-то занимаемся краеведением, кто-то участвует в конкурсах — программ много. Если посмотреть наше портфолио, можно увидеть, что у нас нет ничего конкретного, а есть все, что нас интересует. Недавно мы проводили мероприятие — каждый рассказывал о своей любимой музыке: пели и бардовскую песню, и романсы, и рок, даже рэп читали. В журнале «Ровесник» сейчас много говорится о современной музыке, и ребята приходят — читают, им хочется быть в курсе всего, найти свою индивидуальность — узнать, что главное в той или иной субкультуре.

— Как создавался этот молодежный клуб?

— Проблема была в том, что у нас не было детского отделения, которое, по сути, и выращивает читателя. Неделю мы посидели — народу нет, что делать? Мы пошли в народ, в школы — с теми же мероприятиями по тем же субкультурам. Стали разговаривать, один девятиклассник мне сказал: «А я вас помню, мы учились в первом классе, вы приходили и нам конфеты давали». И вот так через «глухие телефончики» люди стали узнавать, передавать друг другу и пришли к нам. Мы, конечно же, занялись фондом, у нас хорошие книги — Евгений Пинак, Анника Тор, Марк Леви.

— А что читаете вы?

— Моя любимая книга уже много лет — Семен Самсонов «По ту сторону». Эта книга произвела на меня такое неизгладимое впечатление, чего пожалуй, не сделала больше ни одна книга. Я много читала и читаю по сей день. Другое дело, что сейчас времени на чтение мало остается, очень много дел. Марк Леви «Похититель теней» рекомендую прочитать всем — она именно о человеческих ценностях. Все прочитать, конечно, невозможно, где-то хочется и фильм посмотреть. Жаль, что в сутках всего 24 часа. На сегодняшний день в библиотеке больше всего любителей классики и тех, кто берет научную литературу — биологию и математику. Был период, когда больше брали юридические пособия — у нас много студентов. Кроме того, в библиотеке есть аудиокниги, их спектр достаточно широк. В идеале, конечно — если ребенок и читает, и слушает. Если только слушать — это нехорошо. Хотя, если слушать классику, то человек все равно возьмет книгу в руки, я уверена.