Дорогие игрушки
Наша экскурсия по гаражу МПО ЖКХ началась с неприметного желтого короба — это — машина по регенерации асфальта. Она приехала в Первоуральск из Мексики — подарок нашему городу одного предпринимателя. Работает она так: разогревается участок дорожного покрытия площадью 4 квадратных метра, от чего асфальт становится пластичным. При необходимости добавляется новый материал.
Установка состоит из трех отдельных частей: установки разогрева асфальта на складе, установки разогрева проезжей части и виброкатка.
Сам агрегат работает на пропане, расходует 12,5 литров топлива в час, а каток работает на бензине.
— Эксплуатироваться такая установка может круглый год, но она не практична для больших объемов работ, — говорит Юрий Балеевских. — Требуется полчаса на то, чтобы разгрузить ее и наладить, а пропан, на котором она работает — дорогое удовольствие. Каждый квадратный метр дороги, отремонтированный этой машиной, обходится нам больше одной тысячи рублей, поэтому мы используем ее только в экстренных случаях.
Недавно пришла новая машина для ямочного ремонта — Р 310 м, произведенная в Брянске. Она обошлась городу в 2340 тысяч рублей. Приобрели ее в конце прошлого года. Машина оснащена емкостью для битумной эмульсии на один кубометр, таким же баком для воды и бункером для щебня и отсева.
— Мы можем использовать ее, когда за окном плюсовая температура. Битумная эмульсия разогревается до 45 градусов по Цельсию, смешивается со щебнем и под высоким давлением подается через сопло. Таким образом, получается напыление. Появилась возможность ремонтировать выбоины глубиной до 5 сантиметров. Ждем специалиста из Брянска, чтобы выполнить пусконаладочные работы.
Для того, чтобы срезать пришедший в негодность асфальт, дорожники используют немецкую фрезеровочную машину «Wirtgen» стоимостью 5 млн рублей, — подарок депутата ЗакСо Игоря Ковпака.
— Эта фреза вырезает маленькие ямки на дороге, — поясняет Балеевских. — Рабочий инструмент — 500 миллиметров, глубина регулируется. Дальше вырезанный участок обрабатывается битумной эмульсией и закатывается асфальтом.
Не только для ям
Следующий агрегат будет использоваться уже на этой неделе — это прицепная уборочная машина для чистки улиц «Бродвей», сконструированная в Европе. Цепляется за грузовик. По бокам у нее имеется две круглых щетки, которыми машина заметает пыль и грязь под себя. В задней части располагается щетка-валик, которая крутится против хода машины, заметая все загрязнения на ленту транспортера. По этой ленте они попадают в кузов грузовика.
— Она у нас с 2007 года, сейчас такая стоит около 6,5 млн рублей, — поясняет Юрий Григорьевич. — Мы работали на ней все прошлое лето. Она оснащена собственным турбодизельным двигателем, который приводит в движение гидромоторы щеток и транспортера. Правда, сейчас на ней стоят уже русские гидромоторы, оригинальные стоят слишком больших денег.
В гараже стоят четыре КДМ — комбинированные дорожные машины. Это грузовики, на раму которых можно поставить различные приспособления — цистерны, кузова для посыпки дорог.
— Мы используем платформу ЗИЛ, — поясняет Юрий Григорьевич. — Переставлять все приходится с помощью такой-то матери [смеется], для кузовов используем погрузчик. У нас недостаточно средств на то, чтобы содержать слесарей и ремонтную базу — всю технику перебирают сами машинисты и водители. Это сильно осложняет работу.
Дорожники и бедствия
В гараже МПО ЖКХ есть два недвижимых грейдера — оба нуждаются в ремонте коробки передач. Для того, чтобы проделать эту работу, нужно разобрать грейдер до основания, сняв кабину и двигатель.
— Вот перед вами грейдер ДЗ 98, — показывает машину Балеевских. — Тяжелый грейдер. Его вес — 19 тонн. Сейчас он разобран до основания, и всю эту работу делали два человека.
У дорожников в ход идет буквально все. Например, собрали из трех изношенных КАМАЗов начала 90-х года один рабочий. Теперь он работает на линии. Два новых КАМАЗа стоят в соседнем гараже, сейчас они загружены асфальтом и уже готовы к предстоящим дорожным работам.
— А вот еще один грейдер, — показывает технику директор МПО ЖКХ. — Это пример того, какую сегодня производят технику. Рама просто переломилась пополам, когда грейдер выезжал с заправочной станции. Толщина металла — 20 миллиметров. Причину мы так и не поняли, но все гарантийные обязательства завода-изготовителя к тому времени уже закончились. Пришлось самим восстанавливать раму и усиливать ее.
В соседнем гараже стоит техника из прошлой эпохи. Например, МТЗ-80 или гусеничный трактор ДТ-75.
— Первому больше лет, чем мне, а второй нам сейчас не разрешается использовать — запрещена эксплуатация гусеничной техники на дорогах общего пользования, — говорит Балеевских. — Но мы, может быть, будем отправлять его для работы на поселках. Найдем и ему работу.