Нижнетагильский мастер по художественной росписи подносов Жанна Овчинникова 3 сентября представила Первоуральску свои работы. Выставка «Тагильские подносы» посвящена 266-летию традиции Нижнетагильской лаковой живописи по металлу, а также 25-летию творческой деятельности мастера. В день открытия посетители выставочного центра могли не только познакомиться с таким искусством, как роспись подносов, но и своими руками прикоснуться к традиции — посетить мастер-класс «Лаковая роспись по металлу» и создать свой поднос.
У меня свой стиль
Пока директор выставочного центра Илья Бушмелев развешивает экспонаты, Жанна Овчинникова только и делает, что перевешивает за ним подносы. Казалось бы, что никакой разницы нет, букет, который красив с любой стороны, можно вертеть как душе угодно, однако автор настаивает на своем.
— Конечно, если композиция центровая, ее можно переворачивать. Сюжет же нужно рассматривать с правильного ракурса, — говорит Жанна Рафиковна. — Это вот работа 1984 года «Вспоминая прошлое», времена моей ученической практики. У меня было много наставников, у которых я чтото переняла, а сейчас у меня свой стиль Жанны Овчинниковой. Каждый искусствовед, подойдя к моим подносам, скажет: «Жанна!» Я не только пишу маховой росписью, я еще и внесла новые элементы цветов — это магнолии, которые я отдельно изучила, амариллисы. И лепестки я рисую внахлест, друг на друга.
Сегодня Жанна Овчинникова — член Союза художников России. Окончила Уральское училище прикладного искусства по специальности «Художественная роспись», затем — Нижнетагильскую государственную социальнопедагогическую академию по специальности «Изобразительное искусство».
— Изначально я поступала на роспись по камню. Пришла такая маленькая, худенькая, с косичками. Мне говорят, что открылось отделение, идите, мол, на роспись. А ято поближе к мальчишкам хотела и все отпиралась. Но все-таки пошла.
Когда-то Овчинникова работала над изготовлением подносов в цехе эмали и посуды «Тагилстроя». Сейчас цех на гране исчезновения.
— Со временем стали холодильники расписывать, мышки компьютерные. Это не искусство, это извращение! Я ушла. Поэтому мне и хочется показать своим студентам, горожанам, что такое настоящая традиционная культура, Мне важно доказать, что наш промысел развивается, существует и процветает.
В работах художницы изображены не только традиционные цветы, но и фрукты, животные, даже пейзажи.
— Я не ожидала, что из бытовой вещи можно сделать такое произведение искусства. Такие цветы красивые, композиции. Поначалу, кажется, что все подносы похожи друг на друга, но я вот с удовольствием рассматривала каждый поднос, — рассказывает гость выставки Наталья Никитина.
В быту подносы не использую
На мастер-класс пришло около десяти человек. Жанна Овчинникова рассказала про любимую тагильскую роспись.
— Самое главное, чтобы вы понимали, что расписываете подносы, а не разносы! Пользуюсь я маслеными красками. Сама прошла все росписи: и хохлому, и гжель, и другие. Но так как я живу в своем любимом городе, в котором родилась и всему научилась, то рисую именно тагильской росписью. Смотрите, на кисточку набирается сразу два цвета, это и есть двухцветный мазок. Когда работала, я в день могла 40 подносов сделать. Но раньше ободок у подносов делала орнаменталист, но мне не нравилось! Я теперь делаю его всегда сама. Это уже полностью мое дитя. Попробуйте сами!
Ученики взяли в руки кисти и заготовленные подносы, конечно, получается не так ловко, как у Овчинниковой. Спустя некоторое время на однотонных подносах начали распускаться цветы. После того, как своими руками создашь красоту, жалко использовать такой поднос по назначению.
— В быту я подносы не использую, для меня это украшение. Сердце разрывается, когда я вижу, как по подносу нож проходит, — говорит Овчинникова. — Потому что изготовление подносов не конвейер, как было в советское время, это авторская работа.