Семья Галимовых купила квартиру на девятом этаже, который так и не был построен

Чего ждать обманутым дольщикам сегодня, выясняли «Городские вести»

История Гули и Ильдуса Галимовых началась в середине 90-х годов, когда они и еще около пяти сотен первоуральцев, мечтая о новом жилье, вложили свои деньги в «Центр развития территории», но в итоге остались у разбитого корыта. В прошлом году вопрос обманутых дольщиков наконец-то сдвинулся с места: под строительство многоэтажного дома был сформирован и отмежеван участок на улице Емлина. Квартиры в нем должны были получить первые 25 граждан, пострадавшие от нерадивых застройщиков. Но, судя по всему, дальше планов дело опять не пошло.

 

Семья Галимовых в середине 90­х оплатила 45 кв.м и должна была переехать в двухкомнатную квартиру. Но такой радости не случилось. Сейчас Гуля и Ильдус уверены: «Играть в азартные игры с государством никак нельзя. Так получилось, что оно нам одной рукой дало, а двумя забрало».
Семья Галимовых в середине 90­х оплатила 45 кв.м и должна была переехать в двухкомнатную квартиру. Но такой радости не случилось. Сейчас Гуля и Ильдус уверены: «Играть в азартные игры с государством никак нельзя. Так получилось, что оно нам одной рукой дало, а двумя забрало».

Месяц прожили радостно и спокойно

Ильдус и Гуля уже 18 лет как должны жить в своей квартире в высотке на улице Комсомольской, по соседству с домом №5. Дом, в котором они забронировали себе квартиру, долгое время стоял недостроенным и всем мозолил глаза. Молодежь устраивала там ночные квесты, дети с азартом ползали днем, а общественники били тревогу — мол, надо бы заколотить проемы, пока там кто-то не убился. В прошлом году недострой снесли, и на его месте сейчас возводят две новых десятиэтажки. Но квартир дольщиков «Центра развития территории», увы, там нет.

— Тот дом, что стоял недостроем, заложил завод «Хромпик», — вспоминает Ильдус, который в начале 90-х годов был рабочим этого предприятия. — Мы потому и поверили, что завод все-таки выступает своего рода гарантом строительства. Жилье снимал тут же — на Хромпике, видели два этажа построенных, кран, и даже крановщик приходил, движение какое-то было. Ничего не настораживало, словом.

Галимовы приехали в Первоуральск в 90-х из Узбекистана, как вынужденные переселенцы. На Урал их позвали друзья родителей. Больше знакомых у них не было, как не было и четкого понимания, как жить дальше.

— Уезжали ради детей из Навои, чтобы им образование дать, а на себя, на свою карьеру махнули рукой, думали только о них, — говорит Гуля. У Галимовых двое сыновей. Сейчас они оба женаты и живут отдельно от родителей, правда, не в собственных, а съемных квартирах. — Вступив в «Центр развития территории», мы, как законопослушные граждане, вносили ежемесячный платеж за квартиру. Выбрали самую дешевую — двушку на девятом этаже в 45 квадратов. 9 млн рублей нам выделяла миграционная служба, как вынужденным переселенцам. Это была беспроцентная ссуда на 10 лет, и она полностью переведена на счет «Центра развития территории». В марте 1996 года мы выплатили всю стоимость — 24 млн 600 тысяч рублей по тем деньгам. А в апреле узнали, что наша организация развалилась. То есть всего месяц мы пожили радостно и спокойно.

 

В прошлом году недострой на Комсомольской сначала замуровали, а затем и вовсе снесли.
В прошлом году недострой на Комсомольской сначала замуровали, а затем и вовсе снесли.

В реестре уже больше 200 горожан

Как жила семья в последующие годы, и представить  сложно. Как говорит Гуля, было восемь лет ада. Сначала был долгий и безрезультатный суд, забравший много сил и здоровья, а затем мучительное преодоление пропасти: ни денег, ни жилья, ни надежд.

— Мы не знали, какие авантюры придумать, чтобы детям обеспечить жилье. Нам ведь как говорили: раз нет у вас жилья, мы детей заберем в интернат. В итоге, мы поселились в саду, — рассказывает Гуля. — За крышу над головой я работала сторожем, вода была только летом. Но снимать квартиру, учить детей и еще при этом что-то кушать мы не могли.

Лишь через восемь лет Галимовы купили свою собственную квартиру. Дом, в котором они живут по сей день, относится к ветхому и аварийному и, по сути, должен быть расселен в 2014 году. Но семья все же надеется получить квартиру не только по программе переселения, но и как обманутые дольщики.

— Мы только в этом году узнали о том, что что-то сдвинулось с места. Недавно сдали все документы по «Центру развития территории» в управление по надзору за строительством при областном Минстрое. Теперь мы официально в реестре, но ни номера, ни своих перспектив мы не знаем — все так завуалировано, что ничего не понять.

В таком же неведении находится еще несколько сотен обманутых дольщиков Первоуральска.

— Еще в 2007 году я вела регистрацию дольщиков «Центра развития территории», — говорит представитель регионального фонда защиты прав вкладчиков в Первоуральске Галина Божинская. — Все они в течение прошлого и этого годов прошли перерегистрацию, подтвердили свой статус, так сказать. Это 198 человек. Всего же обмануто было около 500 первоуральцев. И люди подходят до сих пор. В ноябре, к примеру, шесть человек еще зарегистрировались у меня. Я помогаю всем собрать документы и уже потом направляю в управление надзора для регистрации в реестре.

 

Земля — бесплатно. Взамен — квадратные метры

Галина Божинская еще в 2000-х собрала пакет документов по «Центру развития территории» и отправила все в Москву в федеральный фонд защиты прав вкладчиков. Но тогда ничего добиться не удалось по той причине, что дольщики не могут относиться к категории «обманутых вкладчиков».

— Тогда я стала обращаться к президенту, в генпрокуратуру, в областную думу и администрацию губернатора, — говорит Галина Павловна. — А как иначе? За моей спиной стоят люди, и мне важно помочь им вернуть то, что они потеряли.

В июне 2011 года принимается областной закон под номером 50 «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах», который и позволил сформировать реестр нуждающихся в поддержке дольщиков. В 2012 году был откорректирован механизм конкурсного отбора застройщиков и механизм оказания мер государственной поддержки гражданам.

— Застройщикам предлагается земельный участок взамен на квадратные метры для обманутых дольщиков. Предоставить эти квадратные метры можно в ином доме — уже построенном и сданном, — поясняет экс-глава города Юрий Переверзев. — Мы подготовили для реализации областного  закона земельный участок на улице Емлина. В начале ноября должен был состояться конкурс, и определен застройщик. А в 2014 году первые 25 человек из госреестра дольщиков должны были заехать в свои квартиры (узнать свой порядковый номер любой дольщик, прошедший регистрацию, может в администрации — ред.).

Однако смена городской власти спутала все карты. Конкурс не состоялся, в СМИ поднялась шумиха. В администрации на наш запрос ответили весьма неопределенно: 30 октября члены конкурсной комиссии Андрей Рожков, Юрий Переверзев и Елена Елисеева уволились из администрации, поэтому конкурс не состоялся (в связи с отсутствием  необходимого состава конкурсной комиссии), а срок проведения конкурса перенесен. «О времени проведения конкурса информация будет размещена дополнительно в СМИ», — говорится в официальном ответе на наш запрос.

Экс-глава такой ответ подвергает сомнению:

— Срок не перенесен. Как я понимаю, однозначно был взят курс на то, чтобы этот конкурс не состоялся. Заменить уволенных членов конкурсной комиссии на других — дело несложное, нужно было изменить соответствующее постановление, дело десяти минут, но этого не было сделано. Ведь требовалось просто определить победителя. И  процесс бы уже пошел. Почему не сделали? Могу только предполагать: плохо все, что делала прежняя администрация, заложниками такой политики оказались простые люди.

Сейчас на месте дома, в который должны были заехать супруги Галимовы, строят сразу два новых дома.
Сейчас на месте дома, в который должны были заехать супруги Галимовы, строят сразу два новых дома.

 

Все будет. Но не так, как хотели.

Первоуральск должен был стать вторым городом в области, в котором прошел бы подобного рода аукцион, планировалось на нашем опыте отработать все нюансы и шероховатости.

— Заниматься этим все равно придется, — говорит Юрий Переверзев, — потому что с администрации города спросят, и спросят серьезно. Первоуральск сегодня занимает первое место по количеству обманутых дольщиков в области. Именно поэтому мы рассматривали еще и дополнительные участки. Два из них на Динасе начинали готовить на будущие годы. По нашим подсчетам, 50-70 дольщиков могли бы получить квартиры в 2014-2015 годах. Сейчас же я сомневаюсь, что для первых двадцати долгожданный момент наступит в будущем году. Время все-таки ушло.

Порядок освобождения дольщиков от оплаты за квадратные метры при этом имеет свои нюансы и оговаривается в конкурсной документации. К примеру, в Екатеринбурге условия оговаривались следующие: граждане получают оплаченное ими количество квадратных метров бесплатно, еще пять квадратных метров могут приобрести по цене Минрегионразвития (39,4 тыс. руб/м2), и докупить еще по необходимости уже по рыночной цене.

Но первоуральским дольщикам об этом предстоит задуматься, судя по всему, не раньше 2015 года. О новом конкурсе администрация пока ничего не говорит.

 

Они уже ждать-то не могут!

Галина Божинская, представитель регионального фонда защиты прав вкладчиков:

— Квартир на всех обманутых дольщиков в раз не построить. Поэтому я считаю, что к проблеме нужно подойти с другой стороны — попробовать решить вопрос о выплате компенсаций. Я об этом говорю, потому что вижу, какого возраста люди зарегистрированы у меня. Это 1931, 1937, есть даже 1927 год рождения. Они уже ждать-то не могут! То есть тем дольщикам, кому не нужны квартиры, хотелось бы выплатить хоть немного денег.