Как «яблочник» Терехов все карты «Полипласту» спутал

Общественные обсуждения по вопросу открытия нового химического производства (стирол-акриловых и поливинилацетатных дисперсий) на ООО «Полипласт УралСиб», назначенные на 31 октября в ДК им. Ленина не состоялись. Во всяком случае, пока. И у жителей, и у экологической общественности Первоуральска появилось время, чтобы серьезно к ним подготовиться.

Итак, почему дважды назначаемые (17 и 31 октября) обсуждения в итоге все-таки не состоялись?

Потому что член регионального Совета партии «Яблоко» первоуральский эколог-общественник Владимир Терехов обратился в местную прокуратуру по поводу того, что ООО «Полипласт УралСиб» пытается провести слушания в нарушение действующего законодательства (не были выдержаны сроки между публикацией в прессе информсообщения о проведении обсуждений и, собственно, самими обсуждениями). Терехов настаивал рассмотреть его заявление в усеченные сроки. Надо признать, доводы, изложенные экологом-общественником, подтвердились во время прокурорской проверки, и гендиректору ООО «Полипласт УралСиб» Горобцу И.И. было направлено предостережение о недопустимости нарушения федерального законодательства.

 

Грозная вахтерша в совдеповском антураже на фоне бордового плюша

Горобец получил предостережение за день до назначенных обсуждений. Терехов — ответ на свое заявление в день несостоявшихся слушаний. Первоуральцы, пожелавшие стать участниками вышеназванных общественных обсуждений (преимущественно обеспокоенные жители прилегающих к ООО «Полипласт УралСиб» Талицы и Магнитки) не получили ничего, а потому явились на них, «вооруженные» газетами «Общественная безопасность-Урал» и «Вечерний Первоуральск», где была размещена соответствующая информация.

Обсуждения были назначены на пять вечера. Подходить начали с четырех. Грозная вахтерша клуба Ленина всех дружно отфутболивала: «Не будет и все тут!». Народ требовал объяснений, а лучше — бумагу, где бы черным по белому была указана причина отмены слушаний. Но честного и бдительного вахтера Венеру Санникову оставили абсолютно «безоружной» перед жаждущими попасть на слушания.

К пяти часам в клубном фойе, в неприкосновенности сохранившем нетленные признаки совдеповского антуража с беленым бюстом вождя мирового пролетариата на фоне бордового плюша, набилось достаточно народу, который, несмотря на грозные окрики вахтера Венеры Санниковой, не желал расходиться. Многие, с кем довелось говорить, не исключали подвоха со стороны организаторов слушаний. На вопрос: «Чего ждем — не расходимся?» — отвечали: «Как бы не так! Мы сейчас уйдем, а они возьмут и проведут без нас. Нет, уж, дудки, положенное время выждем».

 

Лазутчица или сторонница?

На слушания явился в основном авангард местного сообщества — пенсионеры, талицко-магницкая экологическая общественность и, понятное дело, журналисты. И лишь одна девушка в привычно-примелькавшемся контингенте держалась наособицу. Одета не по погоде («как же она на таких шпильках цокает по разбухшей снежной каше?» — сокрушались сердобольные бабульки), сразу по-деловому диктофон включила, интерес явно не праздный проявляла. Нет, девушка определенно напрашивалась на ряд вопросов: «Простите, вы кто? — Местный житель. — Где живете? — Названия улицы не знаю. — Хотя бы район в общих чертах обрисуйте, в котором живете, а уж с улицей помогу сориентироваться. — Да я и район не помню, где-то возле железной дороги. — Про публичные обсуждения откуда узнали? — Из газет».

«Странная девушка», — подумалось мне, адреса своего не знает, ни дома, ни улицы (хотя в возрасте вполне сознательном пребывает), при этом внимательно прочитывает местные газеты, даже набранные нонпарелью объявления.

А «казачок-то» явно засланный… Если лазутчица с «Полипласта» — зачем в прятки играет? Приглашенный народ и так ропщет в недоумении: «Почему от организаторов никто не явился, не объяснил причину отмены слушаний?». Со стороны как-то не комильфо получается.

…Пару дней спустя после описанных событий случайно выяснила, что «девушкой-лазутчицей» оказалась не кто иная, как преемница руководителя «яблочной» фракции в гордуме Владимира Плюснина на посту директора местного экофонда, теперешняя главная экологиня Первоуральска Наталья Гредасова. Как говорится, прошу любить и жаловать.

С Натальей мы все-таки познакомились. Я спросила ее, почему она тогда, в ДК им.Ленина, не захотела представиться.

— На то есть свои причины, — ответила Наталья. — Я же видела, что никого никуда не пускают. Это уже какой-то несанкционированный митинг получается.

— Наталья, согласитесь, людям надо было как-то объяснить срыв объявленных публичных обсуждений и отсутствие организаторов, которые, можно сказать, ушли в «глухую оборону». Вы сами видели, я пыталась до них дозвониться, чтобы хоть какое-то разъяснение получить.

И здесь главная первоуральская экологиня сообщила любопытную подробность об организаторах: «Вы знаете, перед тем, как туда ехать, я им позвонила на «Полипласт», и они мне ответили, что слушания будут. — «Наталья, а когда вы им звонили?» — «Да часа в три (как известно, слушания были назначены на пять вечера)».

Какой из всего этого напрашивается вывод? Очень простой: организаторы публичных обсуждений с «Полипласт УралСиб» все сделали через одно место, что на букву «ж» называется.

 

Мы даже армейским биноклем готовы поделиться

Насколько обязательны для будущего природопользователя публичные слушания при строительстве того или иного промышленного объекта? Этот вопрос мы задали экс-директору городского экофонда Владимиру Плюснину:

— Слушания прописаны в законе и обязательны для всех природопользователей. Это дает возможность нам, жителям, оценить риски при строительстве и эксплуатации того или иного объекта с учетом текущей ситуации.

— А возможно ли строительство объектов без слушаний?

— Да не просто возможно! К сожалению, практика эта становится в России порочной. Я надеюсь, мы живем в правовом государстве, где правила игры для всех одинаковы, в том числе, для промышленников, крупных, и не очень, и даже для олигархов.

… А с преемницей Владимира Серафимовича, новой экологиней Натальей, кстати, оказавшейся совсем не плохой, даже очень покладистой девушкой (ну просто «чистый лист» — что хочешь на нем — то и пиши), мы подружились и договорились о сотрудничестве. Наталья робко поинтересовалась, а есть ли в Первоуральске передвижная лаборатория мониторинга. На что мы ей ответили: «Своей не имеем и никогда не имели. Так «сумзари» иногда по нашей бедности свою предоставляли. Зато в нашем распоряжении имеются дозиметр, шумомер, видеокамера, автомобиль и полевой армейский бинокль. В случае чего мы готовы поделиться с экофондом всем своим «могучим» арсеналом».