Пост о большой любви и чувствах со стажем

Сердца этих бабушек и дедушек Амур пронзил стрелой более полувека назад. Кто-то просто приехал в гости, а через неделю уже поставил в паспорте штамп, кто-то долго проверял чувства. Но итог один — пять десятилетий счастливой жизни, секретами которой супруги поделились с «Городскими вестями»

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Иван да Марья

Мария Григорьевна и Иван Иванович Комаровы вместе уже почти 52 года.

— Я пришел из армии, служил в Германии танкистом, с Машей познакомился, с тех пор и живем, — без лишней романтики и велеречивости рассказал историю любви Иван Иванович.

Маша жила в то время в поселке Шеманиха Горьковской области, училась в школе. Как и все девчонки, по вечерам бегала в клуб на танцы.

— Однажды пришла, смотрю, а там парень — молодой, красивый. Я только семь классов окончила, а он уже из армии пришел. Разница у нас в возрасте небольшая — только семь лет, но тогда она сильно заметна была — мне 16 лет, а ему уже 23, — вспоминает Мария Григорьевна. — Ваня ухаживал красиво, цветы дарил. С соседских клумб, правда — пока до меня идет, все цветы у соседей оборвет. Конфеты носил. Шоколадные.

Молодой, здоровый, видный Иван тоже запал в душу Маше, но это не заставило молоденькую, но рассудительную Машу, торопить события.

Почти целый год Иван не давал прохода своей возлюбленной, и в итоге добился своего — в октябре 1963 года Машу сосватали, а в ноябре — на праздники — сыграли свадьбу. Молодых людей долго не расписывали, нужно было разрешение из района, так как Мария была несовершеннолетней. Дождавшись нужной бумаги, Комаровы, наконец, узаконили отношения — перед самым рождением первенца — дочки Марины.

— Чем же вам так супруга приглянулась? — спрашиваем Ивана Ивановича.

Мужчина ничего не ответил, только показал рукой на сердце — вот сюда, мол, с первого взгляда запала.

В Первоуральск семья Комаровых перебралась в 1981 году — наш городок пришелся по вкусу их дочери Марине, которая каждый год ездила сюда отдыхать к тетке.

По приезду Марии Григорьевне предложили работу в коммунальной службе, где она проработала более 30 лет, обеспечили жильем. Супруг устроился работать сначала слесарем-сантехником, потом стал бригадиром по теплосетям — так и ушел на пенсию.

Несмотря на то, что супруг — домосед, сама Мария Григорьевна любит путешествовать — ездит в Тюмень на горячие источники, в Верхотурье. Но надолго расставаться не любит — скучает, сердце не на месте.

— Я думаю, чтобы прожить с человеком всю жизнь, нужно его любить, обязательно, без этого — просто никуда, — рассуждает Мария Григорьевна. — Как любить? Не знаю, у каждого любовь своя. Но точно знаю, что нужно терпеливо друг к другу относиться, не рубить с плеча, и уж если завязалась ссора, то сначала думать, а уж потом говорить. Меня супруг за всю жизнь даже дурой ни разу не назвал, не говоря уже о словах покрепче.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

 И отдохнул, и женился

Николай Логинов спокойно жил в Первоуральске до 25 лет. Потом, устав от работы, молодой человек решил поехать к сестре — отдохнуть. Ехать далеко — в Чувашию, в деревню Тиханькино. Приехал, расположился, и встретил любовь всей своей жизни — Зою. И так она ему понравилась, что уже через неделю молодые люди приехали в Первоуральск, сделали Зое паспорт и расписались. Вот так, за семь дней, Зоя Даниловна стала хранительницей домашнего очага.

— Мне, если честно, надоело одному по общагам бегать, — говорит Николай Логинов. — Нужно было уже жену себе искать, хозяйством обзаводиться.

Как настоящий мужчина, Николай Федорович дату свадьбы не помнит, глядит на супругу, чтобы та помогла.— В 1964 году мы расписались, — улыбаясь, говорит Зоя Даниловна. — Мне, конечно, страшно было уезжать из родной деревни, все думала — а не обманет ли меня Коля, вдруг у него дома девчонка есть. Но особо подумать мне муж не дал — время поджимало, ему на работу нужно было выходить. Вот он мне пообещал, что никого у него нет, собрали чемоданы, да приехали сюда.

Зоя Даниловна работала в детском саду, а потом ушла трудиться в совхоз — тепличницей. Муж до самой пенсии проработал на Новотрубном заводе.

В семейной жизни, считает Николай Федорович, без ругани не бывает, тут уж ничего не попишешь.

— Я всегда первая прихожу мириться, — говорит Зоя Даниловна. — Очень уж не люблю в ссоре быть. Самое главное, думаю — это терпение, нужно стараться до последнего не повышать голос, уважать друг друга. И молодым нужно сразу усвоить, что супруга нужно одного на всю жизнь выбирать.

У супругов Логиновых — два сына — Вячеслав и Виталий, пять внуков и два правнука.

 

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Шура, выходи за него

Супруги Лохмотко познакомились в далеком 1963 году — на танцах в честь Дня металлургов.

— Он мне сразу понравился, — вспоминает Александра Ивановна, — высокий, красивый, не пьет, не курит. Когда моя мама его увидела, то сразу сказала: «Шура, выходи за него». Витя ухаживал очень красиво — цветы дарил, шоколад, конфеты. А как иначе?

Когда были молодые, супруги, несмотря на то, что жили в квартире, держали целое хозяйство — в стайках недалеко от дома жили поросята, куры и кролики.

Александра Ивановна сначала работала на швейной фабрике, потом, когда родились сыновья, пришлось уволиться — муж работал на заводе посменно, нужно было кому-то сидеть с детьми. Устроилась в детский садик — помощником воспитателя.

— Мы с Виктором всегда мирно жили, если и ругались, то никогда не обижались друг на друга. Пять минут пройдет, и мы снова разговариваем, как ни в чем не бывало. Муж меня никогда не оскорблял, руки не распускал.

Виктор Игнатьевич очень любит читать книги — у супругов большая библиотека. Но самое любимое чтиво — про рыбалку и охоту.

— Я когда молодой был, охотиться любил очень, — говорит Виктор Лохмотко. — На лося ходил, рысей бил, куниц. Самая большая добыча — медведь. Мы вчетвером тогда на охоту пошли, но ближе всех к медведю я оказался. Страшно было, а как не страшно? Вы когда-нибудь слышали, как медведица ревет, которая медвежат своих защищает? Вот и не дай бог услышать. Мы тогда медвежонка подстрелили, он небольшой был, килограммов на 60 всего. Шкура долго дома лежала, потом ее в стайку отнесли. Но стайка сгорела, и шкура вместе с ней.

Сейчас у Виктора Игнатьевича более мирное хобби — он читает книги, смотрит по вечерам телевизор вместе с женой.

— За что друг друга любите? — спрашиваем у супругов.

— За то, что не пьет и не ругается, — говорит Александра Ивановна, поправляя упавшую на лоб челку супруга, — хороший он у меня.

— А я.., — задумывается Виктор Игнатьевич.

— За то, что готовлю вкусно, кормлю его, — отвечает за мужа Александра Ивановна. — В нынешних семьях как? Разругались, и жена даже покушать не приготовит. А у меня — всегда обед на столе, как бы я на мужа ни злилась. Я считаю, что молодым нужно сейчас больше уважать друг друга, больше доверять. Муж — он же и поддержка, и защита.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Хорошая, хоть и вредная

Алевтина Васильевна и Виктор Георгиевич Бабушкины шутят, что познакомились настолько давно, что уже даже не помнят — как. А если серьезно, то больше 50 лет назад — в 1960 году — совсем еще молодая Алевтина засиделась у подружки и попросила встреченных на улице ребят проводить ее до дома. Среди молодых людей оказался Виктор, которому сразу приглянулась девушка, и он начал ухаживать за ней, даже пропускал занятия в вечерней школе, чтобы как можно больше времени проводить со своей возлюбленной. Из-за прогулов даже не смог поступить в институт.

Встречались долго — узаконить отношения решили только через четыре года.

— Я думаю, то, что мы прожили вместе всю жизнь — судьба, — говорит Алевтина Васильевна. — Конечно, нужно прикладывать усилия, чтобы сохранить семью: стараться не ссориться, уступать друг другу, искать компромисс.

— Это от меня только требуется уступать, ты-то уступишь, как же, — в шутку ворчит Виктор Георгиевич. — Вы не обращайте внимания, что я так. Жена у меня — самая хорошая, хоть и вредная.

— А я его люблю за то, что всю жизнь мне верным был, — смущенно улыбается Алевтина Васильевна.

По мнению Виктора Георгиевича, чтобы семья была по-настоящему крепкой, у супругов должно быть что-то общее. У Бабушкиных это — книги: Алевтина Васильевна зачитывается произведениями о войне, а Виктор Георгиевич любит, как говорит супруга, «заумные» книжки — классические.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

 

Свадьба в самоволке

Надежда Ивановна и Николай Николаевич Брюхановы познакомились в городе Орск Оренбургской области в 1963 году — Надежда жила там с родителями, а Николай проходил военную службу.

— Он меня на улице встретил, мы познакомились, потом он к нам все за водичкой приходил, — улыбается, вспоминая, Надежда Ивановна. — Мне было всего 18 лет, когда мы подали заявление в загс. На регистрацию Коля в самоволку ушел.

Поженившись, молодые приехали в Первоуральск, к родителям Николая Николаевича.

— Не страшно было в 18 лет замуж идти, да еще и в чужой город уезжать? — интересуемся мы.

— Так в 18-то лет не задумываешься об этом совсем, — улыбается Надежда Брюханова. — Главное же, чтобы любимый рядом был.

Скоро в семье родился сын, а через некоторое время — дочка. Получилось так, что Брюхановым-старшим позже пришлось взять на себя и воспитание внука.

— Воспитали, он вырос, в армию сходил, женился, 27 лет сейчас уже ему, — не без гордости говорит Надежда Ивановна. — Правнучка у нас сейчас есть, Ариша, красавица наша. До пяти лет она с нами была, а сейчас родители переехали в Ростов-на-Дону, и мы год уже скучаем. Недавно по скайпу разговаривали, а внучка взяла, да и заплакала. Ты чего, спрашиваю. А она: «Бабуль, так мне беляшиков твоих захотелось».

Как признается Надежда Ивановна, кулинария — ее давнее увлечение, женщина очень любит баловать домашних вкусной выпечкой. Даже мы не ушли с пустыми руками — принесли в редакцию еще теплую шарлотку.

 

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Никогда не ссорились

Ахметзаит Сафиуллович и Тагзима Шайхияновна Умеровы вместе работали, приглядывались друг к другу, и в один прекрасный день поняли, что созданы друг для друга. Тагзиме тогда было 18 лет, Ахметзаиту — 24 года.

— Приехала из деревни, худенькая, волосы длинные, темноглазая, ходила очень красиво — прямо,  — вспоминает Ахметзаит Умеров, — очень мне приглянулась. Слово за слово, так и познакомились. Приглашал в кино, на танцы. Когда приехали ее родители, заслал сватов, чтобы все по уму было. Раньше ведь у нас законы совсем другие были, не такие, как сейчас. Родители нас благословили, при условии, что обманывать друг друга не будем.

С тех пор супруги Умеровы живут вместе уже 54 года. Тихо-мирно, как говорит Ахметзаит Умеров.

— Никогда не было такого, чтобы мы ссорились, — говорит Ахметзаит Сафиуллович. — Конечно, иногда приходилось выслушивать, что одно надо, другое надо. Тут уж ничего не поделаешь, приходилось идти и делать. Но чтобы друг друга в чем-то обвинять — до такого дело не доходило. Потребности жены — это потребности всей семьи, я считаю.

Ахметзаит Сафиуллович и Тагзима Шайхияновна воспитали двоих детей — сына и дочь, причем, за дочерью приходилось следить даже больше, чем за сыном — такая была непоседа.