Цыганский голос

Раньше, когда я была совсем еще дитя, естественно, не задумывалась, а сейчас стала осознавать полный смысл старого  доброго выражения: «Если цыгану весело — он поет и пляшет, а если ему грустно — он пляшет и поет!». Музыка сопровождала наш народ повсюду и, думается мне, что у каждого из вас кроме, конечно же, плохих стандартных ассоциаций о цыганском народе вспомнится и то, что не одно русское гулянье на Руси не обходилось без цыган. Да, конокрады были, да, гадали, но все же была и есть у нас одна единственная профессия, которая наиболее ярко характеризует нашу народность — «артист».

Есть такая цитата, к сожалению, не вспомню, где я ее нашла, но звучит она так: «За хлеб гадали, за вино пели, плясали, а все говорят, мы бездельники!». Ведь так и есть! Невозможно жить только на воровстве, либо ином схожем негативном деле, особенно в нашем современном информационном мире, где найти виновника правонарушения становится все проще и проще. Даже в эпоху царского правления, правления советской власти, когда уровень безопасности в информационно-телекоммуникационном пространстве был низким, никто из цыган не имел ни малейшего желания попадать в места лишения свободы, следствием которого было появление большого числа первоклассных мастеров-кузнецов, профессионалов-артистов. Но все-таки в данной статье я остановлюсь на творчестве русских цыган. В нашем случае я могу дать определение слову «творчество» следующее: это отражение быта, традиций народа.

dabe195b5626
Фото предоставлено Надеждой Ивановой

Точное время появления цыган в России неизвестно. Цыгановеды говорят, что это был 16 век. Так или иначе, в 18 веке мы прекрасно помним увлечение цыганским искусством со стороны помещиков и вельмож. Граф Орлов — очень интересная и значимая фигура для нас — цыган. Алексей Григорьевич очень любил народное гулянье, цыганское пение и кулачные бои. Он был первым, кто создал и содержал цыганский хор. Далее подобные хоры стали очень популярны. Их часто описывают поэты и писатели: Афанасий Фет, Владимир Соллогуба, Лев Толстой и т.д.

Что же представляет собой цыганский хор? Получив еще в 2012 году образование дирижера-хоровика в музыкальном училище им. П.И. Чайковского, я теперь прекрасно знаю все правила хора: как он строится, где должны находиться сопрано, альты, басы и теноры, их общее зрительное расположение на сцене и, думаю, большинство дорогих читателей представили себе самый обычный академический хор, который мы временами видим и слышим, когда посещаем те или иные культурные учреждения. Однако, словно вопреки почти всем необходимым правилам, в том цыганском хоре с 18 века было все намного проще — они могли одновременно и петь, и плясать, стояли они, где хотели и как хотели, но принцип построения голосов был основан на русском многоголосии и я уверена, что большинство из исполненных ими произведений было чистой импровизацией, даже в те моменты, когда участники хора впервые пробовали совместно исполнить новое произведение на очередной репетиции. Конечно же, присутствовали сольные номера, игра на русской семиструнной гитаре и, конечно же, хореографические постановки. В репертуаре преобладали русские народные композиции, но иногда цыгане позволяли себе что-то менять в произведении. И от той самой русской песни не оставалось почти ни следа в результате цыганской обработки. Уже к 1840-ым годам цыгане стали добавлять в репертуар русские романсы, но исполняя их со своим колоритом, своеобразным голосом, добавлением национальных мелизмов. Романс становился уже истинно цыганским. Нет, цыгане не использовали русские песни и романсы в корыстном плане, они их усовершенствовали, сохранили и поэтому сейчас нам стараниями именно тех цыган до сих пор известны знаменитые романсы. Самое интересное, что русский народ не противился этому, а, наоборот, с упоением слушал. Есть и такие песни, которые были взяты и у цыган, такой, к примеру, является песня «Валенки» — вышла она из цыганского табора, звучало абсолютно по-другому, но как же прекрасна она звучит в русской народной обработке! Если честно, я обожаю русские народные песни! Мне при их звучании всегда хочется плясать, правда, по-цыгански. Когда училась в Музыкальном училище им. П.И. Чайковского, всегда с завистью смотрела, как весело проходили занятия на народном отделении.

qaGVLtmj_r4
Сольный концерт Надежды Ивановой. ДК ПНТЗ. 2013 год Фото предоставлено Надеждой Ивановой

Интересный факт моей студенческой жизни: в пору поступления в музыкальном училище им. П.И. Чайковского очень долго не могли понять, в какое музыкальное отделение меня определить. В 2008 году я пришла в музыкальное училище вместе с родителями и моим любимым дедушкой, который как раз и настоял на моем поступлении, в то время, как отец больше переживал за такое неизвестное изменение в жизни его самой младшей дочери. Вот сижу я в кабинете у преподавателя эстрадного отделения: меня попросили спеть песню, конечно же, я, не подумав об эстраде, спела то, что мне нравится — цыганский романс, на что мне сказали: «Девочка, у вас народный голос! Идите на народное отделение!». Следующим оказался кабинет народного отделения. Там мне сказали: «Девочка, у вас цыганский голос, вам будет сложно на русском народном отделении!». Далее я попытала счастье на фортепианном отделение, где мне сказали: «С таким голосом вам надо на академический вокал!»… В академический я уже не пошла сама. И вот сижу я полная отчаянья, уныния, плачу и вдруг ко мне подошла одна женщина и отвела меня в дирижерско-хоровое отделение. Заведующий отделением настолько красочно мне описал эту профессию, что у нас с родителями не осталось и вопроса. Правда, пришлось очень сильно постараться, чтоб туда поступить, но я до сих пор счастлива, что окончила именно это отделение.

«Хор Музыкального училища им. П.И. Чайковского. 2011 год. Надежда Иванова (слева направо – второй ряд, восьмая по порядку)»
Хор Музыкального училища им. П.И. Чайковского. 2011 год. Надежда Иванова (слева направо – второй ряд, восьмая по порядку)

Вернемся к цыганской музыке… С приходом Великой Октябрьской революции многие были на грани прекращения артистической жизни, но в советском обществе все же нашлось применение цыганского искусства сначала в форме концертных бригад, а начиная с 1931 года, в составе единственного в России цыганского театра «Ромэн» (г. Москва), который до сих пор пользуется большой популярностью и является жемчужиной цыганского искусства.