Как форма стала традицией первоуральской семьи Ивановых

Говорят, жизнь часто играет с нами злые шутки и складывает обстоятельства так, что у врачей оказываются самые больные дети. У педагогов — самые трудновоспитуемые, а у сотрудников правоохранительных органов — самые отвязные. Семья Ивановых под это правило совсем не попадает. Все трое — отец, мать и сын — служат на благо города, и не исключено, что и третье поколение пойдет по их стопам. 2 сентября Ивановы, как и другие представители профессии, отметят День патрульно-постовой службы полиции. В гостях у династии полицейских в преддверии праздника, побывали «Городские вести».

 

Просто решил попробовать

— Вы знаете, мы ведь совсем обычная семья, чтобы о нас писать, — скромно предупреждает Елена Николаевна, жена и мать стражей порядка. —Единственное, что нас, может быть, отличает — это наша общая работа.

Никто из членов семьи Ивановых не предполагал, что их судьба сложится именно так. Глава семейства, Александр Иванович, по образованию автомеханик и в милицию попал по воле случая — после армии пригласили в отдел кадров, а потом предложили работу. Впоследствии он закончил Школу милиции в Нижнем Тагиле.

— Когда поступал на службу, не думал, что вся семья со временем будет работать в полиции, — признается Александр Иванов. — Я даже никогда не думал, что сам там буду работать. Вообще не представлял. Просто решил попробовать.

 Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

— Начинал он простым патрульным, позже стал водителем, — с гордостью рассказывает о своем супруге Елена Николаевна, — а на пенсию ушел с руководящей должности. Был старшим участковым, затем начальником участковых. Последние несколько лет возглавлял отдел по борьбе с преступлениями на потребительском рынке.

Особенного раскрытого дела Александр Иванович назвать не может — говорит, все рядовые, будничные. А вот его жена с воодушевлением вспоминает:

— Его команда вообще была одержима своим делом. Если на участке совершалось преступление, они спать не могли. Им было важно все выследить — неделями в засадах сидели! Они знали все притоны, все неблагополучные квартиры. А их знали все бандюганы района. Такие они были — молодые, горели желанием работать. Сейчас, к сожалению, в молодом поколении такого нет.

 

Кто, если не мы?

Если с мужчинами понятно, то как женщины — хрупкие и нежные создания — приходят к тому, хотят связать свою жизнь с полицией — загадка. Елена Иванова закончила музыкальное училище и по образованию — педагог.

— Я полюбила его, — Елена Николаевна заботливо кладет руку на колено мужа, — мы поженились. А после рождения Максимки… Трудные времена были — 90-е годы, детские сады начали закрываться. На работу особо некуда было выходить. И муж предложил попробовать пойти в милицию.

В 1994 году Елена пришла работать в подразделение по делам несовершеннолетних обычным инспектором. Сегодня служит там же: 12 лет она возглавляет отделение, а с февраля этого года начальствует еще и над уполномоченными участковыми.

О своей работе рассказывает с трепетом.

 Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

— Приходится решать судьбы детей. К сожалению, в городе процветает семейное неблагополучие. Это было, есть и, наверное, будет — не все родители ответственные, и деткам их нужно помогать. Ну, а кто, если не мы? И это не только моя служба: это и медицинские работники, и отдел опеки и попечительства, и комиссия по делам несовершеннолетних — масса людей. Работаем и с родителями. Чтобы избежать лишения родительских прав, проживания ребенка в государственных учреждениях, нужно, наверное, сначала попробовать полечить эту семью, помочь взрослым одуматься.

Получается это, по словам Елены, далеко не всегда: зачастую детей приходится все-таки изымать — помещать в детский дом или в «Росинку», центр социальной помощи семье и детям. Однако большинство подростков, с которыми приходится работать, встают на путь исправления. Лишь единицы идут на рецидив.

— Знаете, за 20 лет работы через нас столько людей прошло — всех лиц не запомнишь. Но очень много благодарных звонят, говорят «спасибо», просто элементарно здороваются на улице. И это приятно — не зря, видимо, лучшие годы своей жизни отдала этой профессии. Тем более, что очень много лет мы проработали бок о бок с мужем.

 

Стоял с нами в строю

Сын Александра Ивановича и Елены Николаевны Максим, несмотря на свой молодой возраст и небольшой стаж работы, с этого года так же занимает руководящую должность. По образованию Максим — юрист.

— В техникуме наступил момент практики, — рассказывает он, — и мне предложили пойти в патрульно-постовую службу. Понравилось, решил попробовать устроиться — приняли. Начинал с простого милиционера, потом стал инспектором. Теперь — заместитель командира батальона ППС. Работаю уже шесть лет: все устраивает, комфортно себя чувствую. Коллектив у нас хороший — дружный, рабочий, понимающий. Менять в ближайшее время ничего не хочу.

Сыграло роль в выборе Максима и родительское влияние. С самого детства мальчик находился в атмосфере полицейских будней: мама с папой говорили о работе между собой дома, с коллегами и напарниками — по телефону.

 Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

— Он с рождения в этом всем, — говорит Елена Николаевна. — Помню, совсем малышом был, 2 или 3 года ему было, нас подняли рано утром по тревоге. Садики в 6 утра закрыты — оставить ребенка не с кем. И вот он стоял с нами в строю. Маленький, в шортиках… Все смеются, а нам не очень весело: потом-то его надо бегом в детский сад везти…Все на нервах.

Работа, утверждает Елена, во многом помогла ей в воспитании сына.

— Я ему каждый день рассказывала, какие мальчики у нас были в полиции, что они натворили. С детьми ведь нужно разговаривать. Я всегда говорю родителям, чьи дети стоят у нас на учете, что ребенку нужно говорить, как вы его любите. Каждый день по многу раз. Вся-то беда в том, что дети боятся идти домой. Двойку получили и куда идут за советом? К своим друзьям, в какую-то компанию. А нужно, чтобы родители могли помочь. Макс никогда ничего не утаивал, всегда делился всем сам. И до сих так происходит.

 

Мы просто делаем свою работу

Бытует мнение, что милиционер — одна из самых неблагодарных профессий. Члены же этой семьи с таким отношением к себе сталкиваются крайне редко.

— Как ты относишься к человеку, так и он к тебе будет относится, — говорит Александр Иванович. — Если ты с преступником нормально разговариваешь, то и он с тобой будет так же.

— Преступник же тоже человек, — соглашается Максим. — Как правило, не от хорошей жизни люди идут на такое. Человек из благополучной семьи в одном случае из ста совершает преступление, и то — по глупости. А так людей жизнь вынуждает. Надо входить в их ситуацию.

Однако, как рассказывает Елена Николаевна, случаются и неприятные моменты.

— Сейчас же не только подростки, но и родители наглые, — говорит она. — Все с адвокатами идут. И я никогда не устаю приводить пример: несколько лет назад ребята ППС задержали в парке двух подростков с пятилитровой бутылкой пива. Они до того напились, что пришлось вызывать им скорую. Естественно, это административное правонарушение — употребление спиртных напитков в общественном месте. Когда за ними пришли родители, вместо слов благодарности моим сотрудникам и сотрудникам ППС, которые, возможно, спасли их детей, было сказано: «Займитесь делом. Идите ловите бандитов, преступников, а то нашли тут правонарушителей». Вот за это обидно.

— А как относитесь ко всяким понятиям, типа «менты» и т.д.? — интересуемся мы.

— Я — очень отрицательно, — признается Елена. — Особенно, когда говорят «мусора», «мусарня». Оскорбляет: я отдала этой работе лучшие годы своей жизни, очень уважаю людей, с которыми мы все трое работаем. Есть такие специалисты, которые даже не снились тем людям, что позволяют себе такие высказывания.

 

И очень бы хотелось Мухтара

В июле этого года старшие Ивановы отметили 28 лет совместной жизни. Сохранять в семье на протяжении стольких лет дружную обстановку, по словам супругов, помогла выдержка с обеих сторон.

— Наша работа — это ненормированный рабочий день, — говорит Елена Николаевна. — Мы всегда мыслями на службе. Даже если ты дома, то постоянно на телефоне, решаешь какие-то проблемы. Но мы с понимаем относимся друг к другу. Никакой ревности, никаких скандалов и расспросов, почему ты пошла на работу в 5 утра, где была вообще, почему с кем-то на машине приехала…

 Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

Времени, как признаются Ивановы, особо ни на что не хватает — буквально решить мелкие житейские проблемы после работы. А вот праздники, хоть и не все по долгу службы, но отмечают. Отмечают вместе, в узком семейном кругу. В том числе и День милиции.

— Муж удивительно вкусно готовит, даже пироги умеет печь, — хвастается Елена Николаевна. — В этом году у него день рождения был, а меня в городе весь день не было – нужно было срочно уехать. Он такой стол накрыл! И салаты, и горячее. Встречал семью. Это дорогого стоит. Я очень люблю, как он готовит мясо и баклажаны. Так никто не готовит баклажаны, как готовит Александр Иванович. Если бы не он, я бы с голоду умерла, либо на йогуртах всю жизнь прожила. Потому что когда готовить? Когда ночью приходишь с работы? Абсолютно не хочется к плите вставать.

Про сериалы и фильмы о полицейских Ивановы хором отвечают — правде не соответствуют, все полнейшая выдумка.

— Ну конечно там показывают совсем другое обеспечение полиции, совсем иные возможности, — говорит Максим. — И телефоны там прослушивают…

— Мы только мечтаем о таком, — смеется Елена. — Все эти базы данных, кнопочки…Нажал — вот тебе и ДНК, и все на свете. И очень бы хотелось такого Мухтара, который раскрыл бы нам все преступления…