Общество, по Райкину, лишено права голоса

Журналист Александр Мосунов размышляет о том, кому была адресована знаменитая речь режиссера Константина Райкина

Александр Мосунов, журналист:

— Сегодня по интернету активно бродит речь Константина Райкина на 7-ом съезде театральных деятелей России. И все это сопровождается такими посылами: гениально, смело, про власть… И естественно, в заголовок выносятся слова про Сталина, про руки, которые чешутся, про доносы, про клетку и прочее, прочее…

А про что же на самом деле говорил Райкин в своей, как он сам выразился, немножко взбалмошной речи?

Ну, тут не надо быть провидцем, так как он сам в первом же абзаце вспоминает своего великого отца и его наказ: цеховая солидарность. «Это некая этика по отношению к занимающимся одним делом вместе с тобой. И, мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем». И все остальное в его речи — про ЭТО!

То есть Райкин-младший, вспоминая Сталина, доносы и клетки, говорит, что в своем цехе театралы плодят сегодня отношения той далекой поры, клевещут и пишут доносы друг на друга, выносят свои творческие разногласия в СМИ, на публику и т.д. А делать этого не надо, так как на театральных деятелей и так много наездов с разных сторон — то какие-то группки религиозные, то властные чинуши типа Аристархова…

Константин Райкин Фото yandex.image
Константин Райкин Фото yandex.image

И далее он всем демонстрирует, как надо противостоять этому на примере пермского Мильграма.
Вывод Райкина: времена страшные, сами знаете какие, но нам надо реагировать на все, если нас закрывают, надо объединяться, цеховая солидарность рулит.
Некоторые замечания к этому.

  1. Зря он так с Мильграмом, так как люди, которые в теме, знают, что убирали Бориса не столько по идеологическим и творческим мотивам, сколько по экономическим, но поторопились и мало нарыли… Хотя, конечно, подключали к этому делу и «недовольную общественность», те самые «группки». Хотели, так сказать, два в одном… Думаю, в ближайшее время сработают тоньше, нароют больше и в итоге «закроют», либо при удачном раскладе для Мильграма дадут ему уйти «по собственному». Но это — мелочи. Главный посыл: своих нельзя сдавать ни под каким предлогом! Давят за экономику, кричите, что по идеологическим и творческим мотивам, кричите не по одиночке, а все, то есть хором!
  2. «Немножко взбалмошная» речь также помешала логике… Хотя, кому она нужна, эта логика, главное — харизма и хлесткие выражения. Тем не менее к логике, однако… А) Ко мне власть не должна лезть и что-то там указывать! Б) А вот по отношению к этим «группкам», которые прикрываются словами «патриотизм», «Родина», «высокая нравственность» власть как-то себя странно ведет — дистанцируется. Почему? То есть, по Райкину получается, что власть непременно должна мочить всех неугодных для него в сортире? А иначе он припишет ее к своим лютым врагам? Или как?
  3. «Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».
    Это очень показательный абзац для Райкина не только на этом съезде, а вообще по жизни. Есть ОН и ВЛАСТЬ, добро и зло, гений и ничтожество/злодейство. Но с властью он еще может как-то говорить, спорить и прочее, так сказать на равных. А вот все остальные, то самое общество (в целом или частями, группками) вообще в его понятии лишено права голоса! Для этого есть, по Райкину, опять же, носители нравственности, вот и ладно! Кто там еще в калашный ряд собрался? Означает ли сие, что не люблю Райкина и его театр? Нет, конечно. Был, видел не раз и, надеюсь, еще доведется прикоснуться. Там он делает все ярко, филигранно выписывая каждую, даже самую мелкую, черту образа — своего и своих коллег, что невольно заряжаешься его мыслями, идеями, трактовками… Мне мало его на экране. Ему сейчас очень пошли бы характерные драматические роли в большом метре на серьезные темы… Впрочем, может, мне про это не след говорить, я же по критериям нравственности не проверен… и мне рот про это не велено открывать?

А съезд? Съезд как съезд. Хоть КПСС, хоть театральных деятелей. Поэтому речь Райкина и запомнилась, как тот рак на безрыбье. Но… не для общества была его речь, а для своих людей по цеху. С обществом он говорит в театре.

4 thoughts on “Общество, по Райкину, лишено права голоса

  1. общество как носитель нравственности — это безнадежно грустное зрелище. как и театральные деятели, которые присваивают себе роль мерила этой самой нравственности. как и власти, которые считают мерилом себя. как и журналисты, которые интерпретируют слова театральных деятелей в нужном им ключе. в общем — безнадежно грустно, куда ни глянь.

  2. щас комментов накидаю…. с политклубок.ру

    Не позорь память и могилу своего отца…ты папенькин сынок, которого он пристроил к исскуству…и не тебе рассуждать о великом…Райкин Плаза Отель…откуда бабло «серебряный мальчик» ??? Только не говори что заработал… Все от отца…и работа и имя…, а твоего ничего нет…бездарность…

    Демонстрируется сугубо советский подход к формированию морали. «Искусство, есть зеркало власти» хе-хе, а если искусство само старается пирог пожирнее хапнуть «пипл схавает» это через какой фильтр рассматривать? Что то Константина с его искусством не видно и не слышно, тоже, формирователь нравственности……или стяжатель бабла.

    Так это же доходный «бизнес», пакостить своей Родине. Чтобы «угодить» нынешней власти необходимо чернить прошлую. Это властям нравиться. Если хочешь «втиснуться» успешно в «общество» откажись от своего рода, происхождения. Я анализирую прошедшее время (от з2-го года). После революции все сразу стали потомками батраков, хронических бедняков, повстанцев и все пороки были «пережитками» прошлого. После «Угробления» Союза государств, сразу появились потомки помещиков, заводчиков и других «выгодных» предков. А потомков крестьян, рабочих вдруг не оказалось. И, что забавно, привычка обгаживать прошлое и чем сильнее, тем поощрительней.. Посмотрите, что творится сейчас? Какую «грязь» льют на Сталина и на Сталинский период.. Сплошные потомки обиженных предков. Предки, оказывается были «ангелами». Вот так! Так и живём…

    Искал и нигде не нашел где ты правду сказал. А вот обострение наступило у Костика, когда его театр стал по сути банкротом. Значит не идут туда зрители, как в папины времена. Выходит мода прошла на такой юмор, так как люди теперь сами могут наглядно видеть то, что происходит в стране и на мякине его пошлыми шуточками и низкопробными постановками не проведешь. Тот юмор был ближе народному и высмеивал то, что с чем люди сталкивались постоянно. А ума у Костика похоже на создание чего то нового нет. На западе никогда никто артистов погорелого театра спасать не будет (за исключением если найдется меценат любитель.). Пусть обратиться к Ходору, Абрамовичу, может быть и помогут.

    Поливать дерьмецом неорошо. Это бесспорно. Но очевидно также и то, что современное искусство заслужило такое отношение. И только находясь внутри чумной московской тусовки, можно делать вид, что это не так.

    Классик правильно определил: «Российская интеллигенция — говно!». Особенно еврейского происхождения. Райкин меряет всё по своей еврейской мерке — «Верю, что они проплачены.». Если еврею не заплатить, то его «патриотизм» — пшик!

    Не надо трогать Аркадия Райкина, он заслуживает светлой памяти от всего народа и низкий ему поклон…

    и т.д.

    взял самые первые…. без выборки

    1. прав, Александр Иванович, не для общества эта речь была, тем более нашего, такого больного нынче, а для коллег по цеху.

      1. как бы наши либералы делятся на типа….. условно- непризнанные Джобсы.и те, называя национальность которых, ты …получается, нарушаешь непонятно- какой Закон…. но смысл понятен….ибо найти либерала под фамилией Иванов…это надо потрудиться….

        так вот от этих двух категорий периодически слышны всхлипы про то, как им ….т.е. борцам за народное счастье…. с этим самым народом не повезло….

        да если ещё и забесплатно….да если ещё и на свои…. это приравнивается к холокосту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *