Общество, по Райкину, лишено права голоса

Журналист Александр Мосунов размышляет о том, кому была адресована знаменитая речь режиссера Константина Райкина

Александр Мосунов, журналист:

— Сегодня по интернету активно бродит речь Константина Райкина на 7-ом съезде театральных деятелей России. И все это сопровождается такими посылами: гениально, смело, про власть… И естественно, в заголовок выносятся слова про Сталина, про руки, которые чешутся, про доносы, про клетку и прочее, прочее…

А про что же на самом деле говорил Райкин в своей, как он сам выразился, немножко взбалмошной речи?

Ну, тут не надо быть провидцем, так как он сам в первом же абзаце вспоминает своего великого отца и его наказ: цеховая солидарность. «Это некая этика по отношению к занимающимся одним делом вместе с тобой. И, мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем». И все остальное в его речи — про ЭТО!

То есть Райкин-младший, вспоминая Сталина, доносы и клетки, говорит, что в своем цехе театралы плодят сегодня отношения той далекой поры, клевещут и пишут доносы друг на друга, выносят свои творческие разногласия в СМИ, на публику и т.д. А делать этого не надо, так как на театральных деятелей и так много наездов с разных сторон — то какие-то группки религиозные, то властные чинуши типа Аристархова…

Константин Райкин Фото yandex.image
Константин Райкин Фото yandex.image

И далее он всем демонстрирует, как надо противостоять этому на примере пермского Мильграма.
Вывод Райкина: времена страшные, сами знаете какие, но нам надо реагировать на все, если нас закрывают, надо объединяться, цеховая солидарность рулит.
Некоторые замечания к этому.

  1. Зря он так с Мильграмом, так как люди, которые в теме, знают, что убирали Бориса не столько по идеологическим и творческим мотивам, сколько по экономическим, но поторопились и мало нарыли… Хотя, конечно, подключали к этому делу и «недовольную общественность», те самые «группки». Хотели, так сказать, два в одном… Думаю, в ближайшее время сработают тоньше, нароют больше и в итоге «закроют», либо при удачном раскладе для Мильграма дадут ему уйти «по собственному». Но это — мелочи. Главный посыл: своих нельзя сдавать ни под каким предлогом! Давят за экономику, кричите, что по идеологическим и творческим мотивам, кричите не по одиночке, а все, то есть хором!
  2. «Немножко взбалмошная» речь также помешала логике… Хотя, кому она нужна, эта логика, главное — харизма и хлесткие выражения. Тем не менее к логике, однако… А) Ко мне власть не должна лезть и что-то там указывать! Б) А вот по отношению к этим «группкам», которые прикрываются словами «патриотизм», «Родина», «высокая нравственность» власть как-то себя странно ведет — дистанцируется. Почему? То есть, по Райкину получается, что власть непременно должна мочить всех неугодных для него в сортире? А иначе он припишет ее к своим лютым врагам? Или как?
  3. «Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».
    Это очень показательный абзац для Райкина не только на этом съезде, а вообще по жизни. Есть ОН и ВЛАСТЬ, добро и зло, гений и ничтожество/злодейство. Но с властью он еще может как-то говорить, спорить и прочее, так сказать на равных. А вот все остальные, то самое общество (в целом или частями, группками) вообще в его понятии лишено права голоса! Для этого есть, по Райкину, опять же, носители нравственности, вот и ладно! Кто там еще в калашный ряд собрался? Означает ли сие, что не люблю Райкина и его театр? Нет, конечно. Был, видел не раз и, надеюсь, еще доведется прикоснуться. Там он делает все ярко, филигранно выписывая каждую, даже самую мелкую, черту образа — своего и своих коллег, что невольно заряжаешься его мыслями, идеями, трактовками… Мне мало его на экране. Ему сейчас очень пошли бы характерные драматические роли в большом метре на серьезные темы… Впрочем, может, мне про это не след говорить, я же по критериям нравственности не проверен… и мне рот про это не велено открывать?

А съезд? Съезд как съезд. Хоть КПСС, хоть театральных деятелей. Поэтому речь Райкина и запомнилась, как тот рак на безрыбье. Но… не для общества была его речь, а для своих людей по цеху. С обществом он говорит в театре.