Почему в Париже общественный транспорт бесплатный?

Блог журналистки Ольги Варгановой.

Блог журналиста Ольги Варгановой.

— В Париже бесплатный транспорт. Весь. Уже четыре дня. Метро, автобусы, скоростные электрички. За исключением такси, конечно. Прихожу сегодня в метро, нащупываю в кармане узенький картонный билетик, по привычке сую его в щель контрольно-пропускного автомата, а тот ни в какую брать не хочет. Я к другому автомату, и тот «зубы» сжал и плюет мне обратно в руку билет. Смотрю: рогатки турникетов опущены, как руки в бессилии, что не могут сдержать халявно-напирающую толпу. Все запасные ворота открыты. Народ валит напропалую. Да здравствует коммунизм на общественном транспорте.

Коммунизм здесь строить никто не собирается. Даже у нас давно отказались от этой шальной затеи. Все дело в «pollution», что значит «загрязнение воздуха». Погода стоит теплая, ясная и безветренная. Как говорится, на море полный штиль. Скопившаяся в воздухе масса вредных микрочастиц накрыла Париж, как крышка кастрюльку.
Поскольку главный виновник «pollution» — транспорт (во Франции на его долю приходится 18 % загрязнений, в Париже — больше 50 %), а потом уже камины, то любителей погреться у камелька власти пока не тронули, а для автолюбителей ввели оригинальные ограничения. Например, во вторник и четверг на дорогах могли ездить машины с четными номерными знаками, в среду и пятницу — с нечетными (запрет не распространяется на электромобили, машины городских служб, медиков и полицию). В качестве компенсации автолюбителям за причиненные неудобства общественный транспорт сделали бесплатным.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Полицейские в эти дни смотрят не на превышение скорости, а на номера. Штрафуют, конечно, ни то чтоб уж очень сурово (штраф от 22 до 75 евро), стараются войти в положение. Если кому приспичило ехать не в свой «номерной» день — он все равно поедет.
Хотя … После того, как мы однажды на бульваре Монпарнас (во всех других местах — аналогично) два часа потратили на поиски места для парковки, намотав кругов этак 95, взывая ко всем святым, чтоб хоть один парковочный квадратик за 4 евро/час освободился, я поняла — по Парижу лучше передвигаться a pied, то есть на своих двоих, предусмотрительно обутых в кроссовки.
Особой загрязненности воздуха в дни «коммунизма на общественном транспорте» я не почувствовала. Солнце светит, птицы поют, розы цветут, листья на деревьях и прочих кустарниках сочно-зеленые. Эйфелева башня просматривается до самой своей макушки. Сплошное «иль фэ бо», как здесь говорят. Может, потому что у меня после первоуральского воздушного коктейля максимальный порог адаптации к здешнему «pollution»? Привезти хотя б одного парижанина к нам пожить на недельку. Что бы он сказал?

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Мэрия Парижа во главе с социалисткой Анн Идальго ежедневно публикует устрашающие отчеты: 1,5 млн. французов каждый день дышат грязным воздухом (что уж про нас говорить?). Французские экологи бьют тревогу: одна смерть из семи наступает из-за грязного воздуха (когда же наши экологи почешутся?). Расходы на борьбу с очисткой воздуха парижская мэрия оценивает более чем в 100 млрд. евро каждый год. Не будем больше делать некорректных сравнений.
Думаю, при введении «коммунизма» на транспорте не обошлось без вмешательства вездесущей мадам Политики. Находящиеся у власти социалисты, как и их политические оппоненты, озабочены грядущими майскими выборами президента Пятой республики. Судя по тому, как активизировался «в телевизоре» премьер-министр Франции, социалист Мануэль Вальс — он готовится сменить своего партсоратника Франсуа Олланда в Елисейском Дворце.