Я не учу пилотов летать

Блог кардиолога Вадима Кучумова.

— Посмотрел на днях комментарии в Facebook на выложенную там работу по математике ученика второго класса с большим количеством математических и орфографических ошибок. И закономерной двойкой в итоге.

Основная мысль  комментариев сводится к тому, что эти «училки» совсем распоясались, не гладят наших детей по шерстке, придираются по мелочам, требуют аккуратности в оформлении и смеют выставлять двойки. Все знают, как учить!

В итоге эти горе-родители с одной стороны формируют с ранних лет неуважение к старшим и вседозволенность, с другой стороны — выполняют желания и прихоти ребенка, не требуя взамен качественно выполненной работы (пусть это будет даже учеба).

На выходе мы получаем человека, привыкшего к хорошей жизни, но не привыкшего напрягаться ни в работе, ни в учебе. Замечу, что самородки типа Марка Цукерберга встречаются нечасто. И с большой долей вероятности у таких молодых людей два пути: либо сидеть на шее у добреньких родителей, либо пополнять ряды любителей легких заработков.

К чему я это?

Умерла у нас недавно женщина. Безусловно, горе для родственников. Поступила с очень низким давлением, была потеря сознания и сильные боли в груди, затем в животе. На данном этапе, когда дежурный кардиолог принимал ее в реанимацию, советчиков не было. Два врача в выходные в течение чуть более суток пытались, одновременно поддерживая жизненно важные функции пациентки, поставить правильный диагноз. За это время по анализам и часто проводимой ЭКГ успели исключить инфаркт миокарда, провели томографию головного мозга, заподозрили катастрофу в брюшной полости и планировали сделать лапароскопию (это когда через прокол в брюшной стенке осматривают внутренние органы). Но не успели — женщина умерла. Вскрытие показало причину смерти — разрыв грудного отдела аорты, на той стадии, с которой поступила пациентка, медицина бессильна. Что бы мы ни делали, будет летальный исход.  Это понимают врачи, но это не обязаны понимать родственники. Я потратил около часа, объясняя ситуацию родным, которые были не готовы к смерти близкого человека. Пришли к пониманию? Как мне показалось, да, ведь родственники — люди с высшим образованием, учитель и врач. Но после общения уже успел ответить на две жалобы — про неправильное лечение по данному случаю, естественно. Что это? Желание показать свою «крутизну»? Или желание «размазать»  чувство  вины за потерю мамы на медработников?

Ведь как кирпич просто так на голову не упадет,  так и аорта с бухты-барахты не порвется. Как минимум на протяжении нескольких лет при проведении УЗИ сердца можно было увидеть ее расширение и, если ежегодно проходить обследование, то катастрофу можно предотвратить. Может быть, тогда нужно было проявить заботу о близком, а не обвинять врачей в халатности, когда «поезд ушел»?

Я часто летаю, но, занимая пассажирское кресло в салоне самолета, у меня не возникает желания советовать командиру воздушного судна, как ему выруливать, взлетать и садиться.

И, когда я учился в начальной школе, мои родители называли учителя и участкового педиатра исключительно по имени-отчеству, а не «училка» и «врачиха».