«Чьи души не обрели покой, те сами к вам выйдут»

Врач детской больницы Наталья Демидова с поисковым отрядом подняла останки 13-ти бойцов ВОВ.

Педиатр Наталья Демидова потомственный поисковик. Ее отец 13 лет назад создал в Первоуральске отряд «Пограничник», который не пропустил ни одной вахты Памяти. Наталья Александровна продолжает дело отца. На днях она вернулась из Пскова и рассказала о своей работе в составе группы поисковиков.

poiskoviki
Раскопки на Псковщине традиционно проходят с 24 апреля по 8 мая. Начиная с 2010 года первоуральский поисковый отряд «Пограничник», созданный 13 лет назад Александром Николаевичем Демидовым, отцом Натальи, не пропустил ни одной вахты. Фото// пресс-служба детской городской больницы Первоуральска

В этом году первоуральские поисковики вели раскопки в Новосокольническом районе Маевской волости (Псковская область) и в окрестностях озер Долгое и Спастер. В тех местах в Великую Отечественную войну шли тяжелые бои за освобождение каждой деревни.

Группа первоуральцев влилась в ряды псковской военно-патриотической поисковой общественной организации «След Пантеры».

Псковичи сделали свои вахты Памяти всероссийскими, иногда приезжают отряды из стран СНГ — и вахта обретает статус международной.

— В этом году приехал поисковый отряд из Беларуси, — рассказывает Наталья Александровна. — А так, в основном, работы ведут отряды из российских регионов. Урал всегда представлен: Екатеринбург, Первоуральск, Челябинск. Возможно, потому, что здесь, на Псковщине, и подо Ржевом воевала 22-я Армия, сформированная из призывников Свердловской, Челябинской областей и Татарстана.

Наталья рассказывает: в свою первую вахту отец и его отряд «Пограничник» нашли семь солдатских медальонов. Из них пять хорошо сохранились, и по ним можно было идентифицировать личности бойцов.
Все пятеро были призваны из Татарии. Редкий случай, но тут же нашлись родственники, и почти все они приехали на перезахоронение останков.

Пожилой человек, внук одного из бойцов, рассказывал: «Кто-то вернулся с фронта, на кого-то пришли похоронки, а мой дед пропал без вести. Односельчане считали его дезертиром, а нашу семью обходили стороной. День Победы нам не в радость был, мы из дома старались не выходить, в нас буквально пальцем тыкали: семья дезертира. И когда пришла весточка, что дедов медальон найден, а возле его останков лежал автомат, все, кто пальцем тыкал, на колени встали и молили о прощении. И провожали меня сюда всем селом».

В активе самой Натальи Александровны шесть вахт: пять подряд, затем перерыв из-за рождения сына. О нынешней поездке она рассказывает:

— В этом году мы подняли останки тринадцати бойцов, шесть — своим отрядом «Пограничник» и ещё семь  — совместно с одним из наших постоянных партнеров, псковским отрядом «Велес». В основном это сохранившиеся фрагменты костей. Из материальных находок: три полуистлевшие пуговицы от гимнастерки или шинели с выбитыми звездочками. Из этого можно заключить, что они принадлежали советским бойцам. Две гильзы от патронов ППШ и оловянный ковшик, на дне которого выбито «Ростов». То ли он изготовлен какой-то ростовской артелью, то ли боец сам нацарапал название родного города. Еще нашли перочинный ножик, но как музейный экспонат он вряд ли представляет ценность: насквозь проржавел.

Все находки поисковики описывают и с указанием GPS-точек отправляют в штаб, оттуда — в архив Министерства обороны в Подольске.

Функции штаба выполняет псковская поисковая организация «След Пантеры». Каждому отряду поисковиков она заранее определяет район поиска.

Наталья Александровна говорит, что собираясь на раскопки, всегда вспоминает слова матушки одной сельской церквушки на Псковщине: «Чьи души успокоились — тех вы никогда не найдете, а чьи покоя не обрели — сами к вам выйдут». Вот они и выходят… спустя восемь десятков лет.

По материалам пресс-службы детской городской больницы Первоуральска.

Присоединяйтесь к «Городским вестям» во «ВКонтакте»! Живое общение, открытая стена, фото, видео и котики!