Ученые нашли колыбель Чёрной смерти — чумной палочки

chum2-1
Фото// oka.fm

Найдено место, где зародилась чума, начавшая свою страшную жатву в середине XIV века. Она унесла несчетное количество человеческих жизней в среднеазиатских степях, уничтожила половину Европы и прошлась смертоносной косой по Африканскому континенту.

Долгое время ученые полагали, что Чёрную смерть развезла по миру армия Чингисхана, но это оказалось не так. Ее распространили торговцы.

Микробиологи взяли более тысячи геномных образцов из современных бактерий и из останков в древних могилах. Они проанализировали мутации ДНК и отследили «генеалогические древо» чумной палочки.

Как выяснилось, бактерия появилась пять с половиной тысяч лет назад. Но тогда она не была страшной и смертоносной. Это была довольно безобидная бактерия, кстати, она до сих пор встречается в организмах грызунов, пишет журнал «Наука и жизнь».

Часть популяции бактерии «не захотела» останавливаться в развитии, продолжила мутации и переродилась в Чёрную смерть.

chum3
Тайну помогли раскрыть археологи, они раскопали древнее массовое захоронение людей, погибших от чумы. Фото// «Известия»

Рывок в развитии бактерии произошел в XIV веке. Тогда в азиатской части планеты случилось длительное потепление, стали активно размножаться грызуны, которые разносили блох, а те, в свою очередь, способствовали развитию и мутации чумной палочки, которая очень быстро стала невероятно агрессивной.

Блохи, перескакивая с животных на людей, заражали их все чаще, а дальше бактерия приспособилась не только жить в организмах новых носителей, но и моментально переходить от одного к другому, за считаные недели выкашивая целые семейства.

А так как люди в четырнадцатом веке уже активно путешествовали и торговали друг с другом, вместе с ними путешествовали по белу свету и грызуны, и чума.

Самое старое захоронение людей, в одно время умерших от этой заразы, ученые нашли на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии. Судя по останкам, умерших было очень много.

Ученые принялись исследовать останки, и абсолютно все научные центры пришли к одному выводу: люди, погребенные в иссык-кульском захоронении, умерли от того самого исходного штамма чумы, который вскоре и стал называться Чёрной смертью.

Фото на превью// oka.fm