Окунание в прорубь в Крещение — народная традиция, а не предписание церкви

Для получения благодати достаточно пить крещенскую воду или кропить себя ею.

В Крещенский сочельник Екатеринбургская епархия в своей официальной группе во «ВКонтакте» опубликовала пост, в котором клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, духовник Екатеринбургской Духовной семинарии, иерей Константин Корепанов подробно рассказывает о том, как, согласно учению церкви, отмечается Крещение.

Так, он отметил, что освященной в Крещение водой кропят огороды в деревнях, бани, стайки, где живут животные, сеновалы, дровяники, прихожие, сени, окна, двери, дома снаружи и внутри, а также пьют, мажут, поливают голову. Именно это в специальных сносках, указаниях к Чину Великого освящения воды. ​

А вот об окунании в проруби в церковных предписаниях ничего не говорится:

— Нигде в специальной Богослужебной литературе это не прописано и не предписано, нигде не оговаривается такая возможность – ни в старых греческих Последованиях, ни в русских Последованиях. В какое-то время, когда-то, такая практика была, но это всегда была, скажем так, практика куража. Это не было общеобязательным, просто были такие добрые молодцы, которые хотели показать, что могут и погрузиться в Крещенскую прорубь для того, чтобы показать себя. Не для того, чтобы «взять» благодать, а просто показать себя. Это связано было с определённым риском, с определённой храбростью, или куражом – в русской интерпретации этого слова. Такое бывало, и потом, в конце​ XX​ века этот народный обычай вернулся. Но именно обычай, а не церковное, не литургическое действие, — говорит священник. — Если человек хочет получить благодать, он пьет крещенскую воду, кропит себя этой водой, поливает себя ею. Вот все, что оговорено в Богослужебных книгах. Крещенская вода — это Великая Агиасма, великая святыня. К ней надо относиться благоговейно. После Тела и Крови Иисуса Христа — это самая священная вещь, которая есть в​ Церкви.

Фото на превью // Из архива редакции.