Кондукторы, водители, пассажиры — заложники кривой системы

Бывший замглавы Первоуральска по ЖКХ Константин Болышев рассказал, почему не стоит ругать администрацию из-за проблем с общественным транспортом.

Продолжая тему проблем с общественным транспортом, мы обратились за комментариями к предпринимателю Константину Болышеву, несколько лет занимавшему должность заместителя главы Первоуральска по жилищно-коммунальному хозяйству.

Константин Болышев. Фото// из архива редакции

— Нигде в России вопрос с общественным транспортом не решен. Поэтому кидать камни в администрацию смысла нет, — считает Константин Викторович. — Штрафы и контроль не создают качества. Это безграмотное обывательское мнение, что только благодаря надсмотрщику с палкой, кляузам во все инстанции можно добиться качественной услуги или работы. Качество создает система. Повальное хамство, нарушение расписания, хлам на колесах — это не потому, что кто-то не досмотрел. Это кривая, не работающая система. Кондукторы, водители, пассажиры — все заложники этой проблемы.

По его словам, система общественного транспорта для эффективной работы должна быть единой цепью нескольких элементов:

  • Маршрутной сети. Необходимо провести полноценное исследование, чтобы выяснить, откуда и куда едет большая часть первоуральцев. Городские маршруты должны связывать точки притяжения. До них люди должны с легкостью добираться, в том числе с пересадками. Но по единому билету: зашел в автобус — отметил билет, перешел в другой — отметил, и так проезжай какой-то промежуток времени и выходи где нужно. Строить маршруты из любой точки города в любую точку нецелесообразно.
  • Центра управления перевозками. Оплата поездки должна осуществляется не перевозчику, а единому центру управления перевозок, который заказывает перевозчикам перевозки по маршрутам. Перевозчик должен получать деньги за то, что он едет по маршруту на автобусе нужной вместимости точно по расписанию. Его не должно никак волновать, едет он полный или пустой. Эти вопросы решает центр управления перевозками за счет определения маршрутов движения, вместимости автобусов, графика движения транспорта.
  • Перевозчиков. Которые помимо прочего должны иметь право субсидии от бюджета на обновление подвижного состава.

Это эффективная модель системы общественного транспорта. Однако в России она не работает. И вот почему:

— Законодательно это нигде не прописано. А в наших условиях это еще и противоречит антимонопольному законодательству, что не дает возможности собрать эту систему, — говорит Константин Болышев. — Кроме того, система требует квалифицированных расчетов и квалифицированного менеджмента. Ни того, ни другого у нас нет. Плюс это дорого на стадии создания. Такую финансовую нагрузку не выдержат ни бизнесмены, ни муниципалитет.

А вот в процессе работа бы показала свою эффективность, в том числе финансовую.

Срочно закупаться личными автомобилями — тоже не выход из ситуации.

— Качественный городской транспорт — признак комфортного, хорошо управляемого города. Пересесть всем на автомобили и такси — это помимо роста расходов личных бюджетов, повлечет ухудшение качества жизни, большую часть которой будем проводить в пробках, нервничая и дыша выхлопами, — говорит Константин Викторович.

Фото на превью// Из архива редакции