Первоуральская деревня Хомутовка может опять оказаться отрезанной от цивилизации

Константин Степанов считает, что власти Первоуральска просто забыли о Хомутовке и ее жителях

Проезжая Динас, поворачиваем направо. После небольшого моста через речку — первый указатель на Хомутовку. Еще несколько километров по грунтовой дороге и мы в деревне. Навстречу сразу же выбегает несколько собак. Все они дружно лают и усиленно виляют хвостами, встречая нечастых гостей. Зимой приезжих и вовсе не станет, поскольку уральские снегопады полностью отрежут путь к небольшой деревушке, в которой нет даже магазина.

«Власти забыли, что люди живут»

Сегодня в Хомутовке прописано всего шесть человек. Живет чуть больше. Восновном это пожилые люди, которые ведут свое хозяйство и дышат чистым воздухом в нескольких километрах от города. Среди них и 79-летний Константин Николаевич Степанов.

— Правда, вот местные власти попросту забыли о том, что в нашей деревне еще живут люди, — вздыхает дедушка.

По его словам, как советская власть закончилась, так сначала «скорая» ездить отказалась, потом телефонная связь вырубилась, электроснабжение стало шалить. Проблемы обостряются зимой, когда небольшая деревушка на две улицы оказывается и вовсе в «снежной блокаде».

— До середины 90-х годов у нас и магазин на въезде стоял, продавец Анна привозила почту и пенсию. Около 40 голов крупного рогатого скота было на всю деревню, — рассказывает Контантин Николаевич. — А сейчас ничего нет: свет за 16 дней октября выключали семь раз, а наступит зима, и из-за сугробов у нас вообще всякая связь с городом пропадет.

В Хомутовку можно попасть через Динас — 14 км, и по трассе — 30 км.

Пока есть дорога

Недавно в Хомутовке появился первый каменный дом. Участок земли приобрели жители Екатеринбурга. Место они приметили с первого раза и сегодня всерьез намерены в деревне остаться, — квартиру в столице Урала они уже продали.

— Надоело в Екатеринбурге, — признается Тамара Матыщак. — Шум, дышать нечем, поэтому своему переезду мы только рады.

«Снежных блокад» новые поселенцы особо не боятся, хотя знают о них не понаслышке.

— По весне, чтобы переехать сюда, мы специально заказывали грейдер, — рассказывает сын женщины Александр. — Заплатили тогда 1500 рублей. То есть трудности мы осознаем, но они — не главное. В Екатеринбурге вот дороги есть, а «скорая» все равно не всегда приезжает вовремя.

Возможно, они и правы. Пусть и «отрезанные» от цивилизации, но зато счастливые, не обремененные шумом и суетой. Тем не менее, людей, отважившихся в Хомутовке зимовать, немного. Тамара Ходенева, например, живет здесь уже лет 20, но к зиме перебирается в город. Бездорожье и заброшенность деревни буквально гонят жителей из Хомутовки.

— Я, вроде, и не против остаться на зиму, но дети не разрешают. Большинство соседей ездят сюда, пока дорога позволяет. Потом наметает с полей и все, — тишина. Единицы зимой пешком через Динас ходят. А еще меньше — живут здесь постоянно.

— Местные власти попросту забыли о том, что в нашей деревне еще живут люди

Константин Степанов, постоянный житель Хомутовки

«Лопату в руки и вперед»

 Из Хомутовки в Первоуральск потенциально ведет две дороги: одна выходит на трассу Пермь-Екатеринбург, вторая — на Динас. Но обе они летом не ремонтируются, зимой — не расчищаются. Ту, что ведет на Динас, строили лет пять назад на деньги садоводов и жителей деревни. Собирали по 700 рублей. Но с тех пор и не обслуживали. Поэтому сегодня назвать ее хорошей язык не повернется. До автомобильной трассы всего ничего — полтора километра, но и эта дорога, как выясняется, бесхозная. А потому и чистить ее зимой — некому.

— Зимой 2006 года у меня умерла сестра старшая, — вспоминает Константин Николаевич. — Десять дней мы не могли ее вывезти и похоронить — так и лежала все это время в теплице. Тогда же я ходил на прием к мэру, Вольфу. Он сказал, — чистить не будем, а если вам нечего делать, то берите лопату и вперед. Нынешним властям тоже почему-то не до нас. У меня астма и панкреатит, отчего я и живу здесь. В городе задыхаюсь. Два раза в неделю ко мне приезжает «скорая», чтобы поставить укол. А зимой случись что, то как быть?

В предыдущие годы расчищать дорогу от снега помогала воинская часть. По словам Константина Степанова, 500 рублей на солярку дашь — они своим небольшим трактором почистят. В город съездить хватит. В прошлом году грейдер приезжал от Новоалексеевского СТУ. Что ждет хомутовцев этой зимой — не знает никто.             

Ситуация не ясна

Николай Лесун, начальник Новоалексеевского СТУ:

— Деревню нам передали в прошлом году. Но никаких документов на дорогу, что выходит на трассу, найти не удалось. То есть фактически она сейчас бесхозная, — и не муниципальная, и не федеральная. Меня беспокоит то, что с приходом зимы деревня снова окажется отрезана от мира. Я обязательно подниму данный вопрос в области, направлю обращение в Управление автомобильных дорог с описанием проблемы, — необходимо решать вопрос о постановке данной дороги на учет. Если ответа не будет, то нам придется изыскивать возможности и чистить дорогу, как это мы делали в прошлом году.

Помочь готовы

Дмитрий Мартемьянов, президент Фонда социальной защиты бывших заключенных:

— Сегодня на въезде в Хомутовку мы строим центр в помощь реабилитации людей, вернувшихся из мест лишения свободы. Сейчас там живут и работают десять человек, в прошлом заключенные. Это люди, которым к нормальной жизни мешает вернуться их криминальное прошлое. Мы такой шанс даем. Общежитие, баню, подсобные помещения ребята строят сами на свои деньги. Рабочие места предоставляют некоторые предприятия и организации города.

За те два месяца, что идет строительство, у нас уже налажены неплохие отношения с местными жителями, которые поначалу, не скрою, принимали ребят в штыки. И в дальнейшем, мы готовы помогать соседям: будь это уборка территории или расчистка дороги от снега. В планах у нас есть приобретение небольшого трактора. Другой вопрос, что надо оплачивать ГСМ и ремонты, а средств у нас нет. Мы обязательно встретимся с Николаем Лесуном, и надеюсь, что взаимодействие будет налажено.

Получается благотворительность

Азат Бурханов, управляющий делами городской администрации:

— Хомутовка — небольшая деревня, живет-то там всего несколько человек. Ответ за нее держит начальник Новоалексеевского СТУ Николай Лесун. И по мере возможности дорога там чистится. Как будет этой зимой, — время покажет. Наступит зима — будем решать. Существует норматив, по которому с человека за очистку дорог берется примерно 30 рублей. Это очень мало. Остальная стоимость работ, получается, — благотворительность, поскольку дорогу сегодня никто не обслуживает.

                Комментарий позже

                Со светом в Хомутовке, по словам местных жителей, также бардак. И хотя эта проблема не столь существенна, как отсутствие дороги зимой, жизнь она осложняет. Тем более, сейчас, когда темнеть начинает все раньше, а хозяйство (у некоторых оно еще есть) вести надо.

В офисе ОАО «Западные электросети» Первоуральского района экономист Алла Аркадьевна проблемы с обслуживанием деревни не отрицает.

— Деревню нам передали на обслуживание где-то около года назад. Ситуация там сложная, поскольку все трансформаторы старые. Однако грамотный и взвешенный комментарий вы сможете получить у руководителя, Сергея Лаврика, который всю эту неделю, к сожалению, очень занят, — подготовка к зиме, комиссия у нас работает.