В екатеринбургском Доме актера прошел генеральный прогон спектакля «Соглядатай»

Сцена из спектакля первоуральского театра драмы и комедии "Соглядатай"

Режиссер первоуральского Театра драмы и комедии Вадим Белоконь к юбилею театра поставил спектакль по пьесе Мориса Панича, который представит на суд первоуральского зрителя уже 10 апреля. Вчера в екатеринбургском Доме актера состоялся генеральный прогон спектакля, на котором побывал корреспондент «Городских вестей».

Странная пьеса

— У нас такой небольшой эксперимент, — объясняет Вадим Васильевич, — мы никогда раньше так не делали, но тут перед официальной премьерой решили сделать небольшой прогончик «на зрителя», чтобы посмотреть на реакцию, узнать, в правильном ли направлении мы движемся?

«Соглядатай», написанный в 1995 году, впервые был поставлен в канадском театре «Белфрай», тогда же получив приз Джесси как лучшая пьеса года. «Соглядатай» с тех пор шел в более, чем тридцати театрах Канады и США. В 2002 года пьеса была показана на престижном Эдинбургском фестивале, а через год состоялась премьера в Лондоне.

Канадские критики называют Мориса Панича автором черных комедий, балансирующих на грани между надеждой и отчаянием. Гротесковая пьеса «Соглядатай» — почти монодрама о немолодом банковском служащем Кэмпе, который приезжает в дом своей умирающей тетки Грейс наблюдать за ее угасанием. Самое обидное для Кэмпа, что тетка никак не хочет умирать — племянник этим очень недоволен, каждый его монолог заканчивается фразами, что Грейс зажилась на этом свете, и нарочно, чтобы довести Кэмпа, не желает отправляться в лучший мир.

По ходу пьесы зритель узнает много шокирующих подробностей о детстве Кэмпа. Например, он рассказывает тетке такой случай из детства: «Однажды мы с котом спрятались на чердаке. Мама очень беспокоилась. Когда вечером пришел отец, они ушли из дому, а я слез и лег в постель. Перед тем, как заснуть, я представлял, как обрадуется мама, увидев меня дома. Утром, проснувшись, я побежал на кухню и увидел, что мама сидит на стуле и гладит кота, приговаривая, что очень боялась, что кот ушел от них навсегда. На следующий день я убил кота».

Подобных разочарований в жизни мальчика было превеликое множество, из-за чего он начал ненавидеть всех людей. По мнению Кэмпа, его отец был депрессивным маньяком, но ребенок постоянно об этом забывал, малыш не забывал только копать себе могилу на заднем дворе. Мать пыталась сделать из сына гомосексуалиста, обряжая в женские платья и в костюм балерины на Хэллоуин. Даже религия, в которую от отчаяния ударился Кэмп, не принесла ему утешения — монашки не потерпели в своем окружении ребенка, который очень уж рьяно исполнял заповеди, наказывая себя за провинности деревянной линейкой.

Кэмп постоянно обвиняет тетку в том, что она не приехала и не забрала его из того ада, в котором он рос. Грейс только молча слушает упреки племянника.

 

Странные чувства

Режиссерское решение, которое выбрал для своей постановки Вадим Белоконь, нестандартно. Вместо одного племянника на сцене мы видим сразу же двух — в исполнении Александра Чайникова и Александра Фукалова. Один — как бы отражение другого, но, в тоже время — полная его противоположность. Некоторые фразы, движения, поступки «близнецы» говорят и совершают вместе, иногда — ругаются, иногда нарочно пакостят друг другу. Например, один напивается — второго тошнит, один пытается помочь тетке отправиться в мир иной, отравив пудинг или подведя к торшеру ток, другой сам пробует завтрак и задевает лампу. Эти внутренние метания очень интересно наблюдать, потому что никак нельзя понять — кто перед зрителем: отъявленный негодяй, получающий удовольствие от мучений, которые он причиняет родной тетке, или же все-таки отчаявшийся мужчина, который просто не знает, что бывает какое-то другое отношение к людям.

Идея синтетического театра, которую культивирует в своих спектаклях Вадим Белоконь, нашла отражение и в этой постановке. Помимо актеров, на сцене появляются три танцовщицы, дополняющие действие иногда пугающими, а иногда трогательными хореографическими па. Все вместе это дает невероятный эффект — действие полностью поглощает сознание зрителя.

— У меня после спектакля остались какие-то странные чувства, — говорит зритель Екатерина Носова, — вроде и жалко бедного племянника, столько ему пришлось пережить, никто его никогда не любил, даже родители, и работа у него плохая, и тетка попалась не самая лучшая. Но ведь и он доводит бедную старушку своим страшным юмором, желанием поскорее увидеть ее в гробу. Чтобы понять, сделать какие-то выводы, нужно много думать. Одно могу сказать наверняка — постановка мне очень понравилась, необычная, интересная. Еще бы раз с удовольствием посмотрела.

Первоуральцы смогут увидеть спектакль «Соглядатай» 10 апреля на сцене ДК ПНТЗ.