Фестиваль туристического кино «Свидание с Россией­2012» наметил вектор культурного развития уральского региона

За свою трехлетнюю историю фестиваль уже успел стать неотъемлемой частью культурной жизни Свердловской области. В этом году он проходил в Верхотурье и Каменске­Уральском. По словам организаторов, именно из таких малых городов и состоит наша Россия. Их необычная история, природа, красота могут служить вдохновением для кинорежиссеров, через фильмы которых должна трансформироваться культура путешествий русского человека. Это и есть суть фестиваля — показать нашу страну, ее регионы как увлекательные и неповторимые туристические объекты с богатой историей. «Городским вестям» удалось поприсутствовать на закрытии фестиваля и узнать, что же такое «туристическое кино», каким оно должно быть.

Средневековый город в 21 веке

Премьерой фестиваля стал фильм режиссера Андрея Прошкина «Орда». Перед началом просмотра художник­постановщик картины Сергей Февралев предложил зрителям самим прочувствовать события минувших веков, пережить свой опыт, отметив лишь, что фильм многим покажется «скорей интересным, чем приятным».

Фильм повествует об истории XIV века,  когда ханшу Тайдулу великой Орды сражает тяжелый недуг — она теряет зрение. Ни один целитель, знахарь или шаман не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия — он должен сделать невозможное. На карту поставлена судьба всего Московского княжества… В фильме представлена Золотая Орда периода упадка. Присутствуют все симптомы скорой гибели империи — ханы не знают предела жестокости, предаются разврату, одним словом — живут грешно. А вот умирают по всем законам жанра — смешно — падая замертво на очередной гулянке. И слепота Тайдулы в фильме весьма метафорична — чудо прозрения не поможет ей, поскольку она не увидит ничего хорошего, осознав, в каком направлении шагает ее империя. Православный аспект превращает фильм в притчу, мораль которой зрителю преподносят на блюдечке, когда отец Алексий цитирует Новый Завет: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

Мне фильм понравился. После показа несколько слов о нем вновь сказал Сергей Февралев:

— Образ Орды, некоего города, который смыло с лица земли, заставил нас задуматься над тем, что сделать, чтобы нас не смыла волна истории. Это был основной посыл. И в фильме затрагиваются все темы, касающиеся того, из-за чего, по нашему мнению, Орда рухнула. Фильм непростой, одни считают, что это — авторское кино, другие — блокбастер. Получился такой смешанный жанр, но это тоже очень интересно и зрелищно. Фильм можно назвать фестивальным — там нет яркого героизма, взаимоотношений мужчины и женщины, того, что привлекает массового зрителя,  тема его — внутренний поиск себя. Я уверен — оттого, что в фильме много пластов, каждый найдет тот, который ему будет интересен.

Что интересно, и почему, собственно, именно этот фильм показали на фестивале туристического кино — сегодня объединенными усилиями создателей фильма и представителей туриндустрии на наших глазах появляется уникальный туристический объект — экскурсионный маршрут на место съемок. В 120­ти километрах от Астрахани, на берегу реки Ахтуба, остался грандиозный комплекс декораций древней столицы Золотой Орды — Сарай-Бату. Сохранили средневековый ханский город благодаря предприимчивости местного бизнесмена Александра Бондаренко.

— Экскурсия состоит из двух частей, — рассказывает предприниматель. — Сначала показываем историческое место, где действительно в 13 веке была столица золотоордынского ханства. Там сейчас идут археологические раскопки. А потом следует прогулка по уже реконструированному городу, где в духе золотоордынских нравов устроена даже «пыточная комната», в которую, кстати, всегда выстраивается длинная очередь из желающих подвергнуться средневековым монголо-татарским пыткам.

Сарай-Бату — один из редких для России примеров тесного взаимодействия двух сфер — кинематографической и туристической.

Гости кинофестиваля обсудили тенденции развития туристического кино, в том числе и на Урале.

Проблема нашего туризма

— Создавая фестиваль, мы думали о возможностях продвижения туризма средствами кино. И, в то же время, о том, чтобы кинематограф некоторым образом переродился, — подчеркнул советник руководителя Федерального агентства по туризму и координатор фестиваля Александр Ильин. — На первых двух фестивалях у нас были документальные фильмы в стиле «Нэшнл географик», «Дискавери». Нынче мы впервые включили в программу игровое кино. «Орда» доказывает, что кино приносит большой доход тем местам, где проводятся съемки. Примеров предостаточно: после трилогии «Властелин колец» туристический бум наблюдался в Новой Зеландии, экранизация «Кода да Винчи» увеличила приток туристов в Рим и Ватикан. Руководители городов должны поощрять съемки фильмов на своей территории, поскольку это может принести дополнительные инвестиции. А режиссерам, может быть, уже во время съемок стоит начинать переговоры с туристическими компаниями на предмет того, чтобы места декораций потом использовались. Это интересно.

Однако, по мнению режиссера Андрея Эшпая, который в этом году возглавил жюри, формулировка «туристическое кино» в названии фестиваля ограничивает количество хороших и качественных фильмов в его программе. Андрей Андреевич предложил выделить в программе отдельный раздел для туристического кино, а отбор фильмов проводить, руководствуясь более широким названием — «Свидание с Россией».

Не все с этим мнением согласились, поскольку термин «туристическое кино» не обязывает, а порой лишь просто намекает на символический капитал тех или иных территорий — будь это история того или иного края, его природа или люди с их судьбами — все то, о чем обычно снимается и документальное, и художественное кино. Как сказал один из членов жюри, «любой режиссер-документалист может сделать картину о вашем городе, потому что любой город интересен».

— Тут есть еще одна тема, — выступил гендиректор «Российской центральной киновидеостудии хроникально­документальных и учебных фильмов» Николай Ворощук. —  Интересных мест у нас много, но как мы относимся к нашим местам, к лесу, к природе — никто и нигде больше не относится в мире. Это — проблема нашего туризма, культуры посещения. Это — чудовищное отношение — после себя не убрать, загадить. Эта тема не была выявлена в ходе фестиваля, а ведь проблема очень серьезная, ее надо исследовать и анализировать.

А уральский режиссер Владимир Макеранец вспомнил чудесный острог в районе Первоуральска. В 1983 году в деревне Каменка была воссоздана русская деревянная архитектура для съемок фильма «Семен Дежнев». Все это брошено и стоит без охраны вот уже несколько десятилетий. Восстанови ее — и был бы интереснейший туристический объект вместо развалин, которые до сих пор местные жители и отдыхающие растаскивают на дрова.

Райан Чилкот считает, что России и Уралу есть, что показать туристам.

«Вам есть, что показать»

В этом году фестиваль «Свидание с Россией» впервые стал международным — в конкурсной программе были представлены работы американского репортера Райана Чилкота о России, а также фильмы производства Германии и Латвии. Это еще один очень важный момент — популяризация туристического потенциала России за рубежом.

— Я очень часто бываю в России на протяжении последних 20 лет, но считаю, что прежде всего, нужно привлекать в Россию россиян, — поделился с «Городскими вестями» Райан. — Они летят куда угодно, только не путешествуют по родине. Нынче я побывал в Екатеринбурге, Асбесте, Ирбите, Каменске. Многие из моих соотечественников, к сожалению, даже не знают о существовании этого богатого края — Урала. Вам есть, что показать — это и граница, и природа, и история. Мне кажется, россиянам это интересно. По крайней мере, мне это интересно — как города создавались, что людей сюда привело. В вашей истории много тайн и загадок, а это всегда привлекает. Россия — удивительная страна. Здорово, что сегодня каждый может прилететь сюда на самолете и столько всего увидеть.

Что мы увидели в Каменске-Уральском?

В Каменске-Уральском, где проходило закрытие фестиваля, нам не удалось посетить какие­либо экскурсии, познакомиться с историей этого города поближе. Но даже несмотря на это, город смог немного «рассказать» о себе. Например, мы дважды смогли прокатиться на городском автобусе, который местные жители называют предвыборно-экскурсионным. Без сомнения, это исключительная особенность Каменска. По крайней мере, я такого больше нигде не встречала. А дело все в том, что в городе после конкурса на обслуживание общественных маршрутов один предприниматель остался не у дел. Его-то и решила поддержать одна из партий в преддверии выборов в городскую думу. Партийцы пустили автобусы по самому востребованному направлению и сделали оплату не 18 рублей, как везде, а 15. Автобус назвали «экскурсионным», на окнах развесили черно-белые распечатки о родном городе, взятые из интернета, а при входе написали не «стоимость проезда», а «стоимость экскурсии». И вот такая «экскурсия» по городу может стать даже гораздо более познавательной, нежели организованная, с гидом и путеводителем. Но это так… мысль об импульсивном, спонтанном виде туризма.

Александр Ильин, координатор фестиваля:

— Кино — это очень хорошее средство пропаганды и продвижения российских регионов. А что надо сделать, чтобы человек поехал отдыхать не в Испанию или Таиланд, а по России? Надо, в первую очередь, чтобы человек об этих интересных местах узнал. Во всем мире кино давно уже имеет огромное влияние на туристическую индустрию.

Владимир Макеранец, режиссер:

— Мы оцениваем, в первую очередь, кино. Здесь нет и не может быть рецепта. Значение имеет, что за историю рассказывает режиссер, КАК он это делает. Вызывает или не вызывает она отклик и эмоции. В конце концов, поскольку речь идет о «туристическом кино» — захотелось или не захотелось мне туда поехать, в это место, о котором снят фильм.