Здесь все еще поют ангелы

Стены старейшей Свято-Троицкой церкви в Билимбае хранят тайны наших предков

«Хорошо там, где нас нет» — истина, с чьей-то легкой руки ушедшая в народ, отлично характеризует и первоуральцев. Мы готовы платить деньги в поисках острых ощущений, готовы тратить свое время, преодолевая сотни и тысячи километров, чтобы посмотреть экзотические места, восхищаемся зарубежной архитектурой и культурными памятниками. При этом забываем, что удивительное — рядом, настолько рядом, что удивились даже «Городские вести». Поселок Билимбай — исторический кладезь, где можно споткнуться о кирпич, который держал в руках знаменитый русский промышленник Павел Строганов, и не заметить. «Городские вести» приступают к новому проекту — мы расскажем о тайнах Билимбая, о людях-хранителях легенд, зайдем в подземелье могучего храма и заглянем в шахту золотоискателей.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Это не мистика, это — чудо

Сейчас здание некогда могучего Свято-Троицкого храма вселяет не только трепет, но и жалость: выбоины вместо окон, обветшалая крыша, купола, некогда блестевшего позолотой, сейчас просто нет. Но титан не повержен — на храм можно смотреть бесконечно, рассматривая колонны с чугунными капителями и барельефы, которым уже почти 200 лет.

Передо мной деревянная дверь в два человеческих роста, выкрашенная ядреной зеленой краской. Надеваю на голову платок, слегка робко ступаю в святая святых — здание, стены которого толщиной в метр, все еще хранят память наших предков.

— Ты вот сюда присядь, да присядь, не стесняйся, — встречает местный настоятель отец Михаил,  указывая на лавочку возле окна. — Слышишь?

Честно говорю, что ничего не слышу.

— А что я должна была услышать? — спрашиваю я, глядя в ясные голубые глаза отца Михаила, который с нетерпением ждет реакции.

— Я как-то приехал сюда, помолился, задумался и искренне обратился к Богу: «Господи, помоги восстановить храм! Не оставь!» И в этот момент я услышал пение. Сначала даже испугался, что с ума сошел, выбежал на улицу — тишина. Захожу обратно — опять пение слышу. Глаза закрыл, и нежные-нежные голоса сверху. Мы можем это назвать мистикой. Но это не мистика. Это чудо. Господь дает знак, что мы на правильном пути. Он никогда не оставит своего дома. Пусть даже камня здесь не останется, но ангелы…  — рассказывает отец Михаил. — Именно на этом месте слышно, как они поют. И не я один это слышал.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

 

Место, на котором стоит Свято-Троицкий храм — сложное. До этого здесь стояли несколько церквей, но судьба их была незавидная.

 

[divider style=»dotted» color=»#666″ height=»1px»] [row]

Из книги Нины Акифьевой «Билимбай: от Строгановых до наших дней»

[six_twelve]«…Храм в Билимбае, а породу не спрячешь, был самобытен и прекрасен. Исследователи считают, что автором проекта был Иван Иванович Свиязев. Имя его известно далеко за пределами Урала. Он принимал участие в строительстве храма Христа Спасителя в Москве, проектировал магнитную обсерваторию при Петербургском Горном институте, реконструировал дом Пашкова в Москве (ныне Российская государственная библиотека). У автора нет сведений о посещении Свиязевым Троицкой церкви в период с 1822 по 1824 годы (тогда он являлся архитектором Пермского горного правления). Но известно, что в августе 1830 года Свиязев, в ранге архитектора Уральского горного правления, был в Билимбае и, не исключено, осматривал храм.По всей видимости, Билимбаевская церковь – одна из ранних работ мастера. Вероятно, заказ поступил через двоюродную тетку владельца Билимбаевского завода Павла Александровича Строганова, княгиню Варвару Александровну Шаховскую, чьим крепостным до 1821 года был Свиязев»[/six_twelve][six_twelve]«Первая церковь в Билимбаевском заводе «во имя Богоявления Господня» была заложена в 1737 году по благословенной грамоте митрополита Тобольского и Сибирского Антония I. В 1754 году к основному храму был пристроен придел — «во имя образа пресвятой Богородицы явления Казанского». В 1779 году Богоявленская церковь сгорела. В огне погибли иконы, книги и вся церковная утварь. Уцелела только колокольня, находившаяся вдали от церкви. В том же году начали строить новую церковь, также во имя Богоявления Господня. В 1780 году ее освятили, а в 1793 значительно расширили, дополнив приделом «во имя святого благоверного князя Александра Невского». Но в 1796 году «по неосторожности трапезника» сгорел и этот храм.

Вместо него в 1802 году на кладбище, которое находилось по соседству, была построена и освящена во имя того же святого и, вероятно, не без оглядки на начавшуюся Александровскую эпоху, новая церковь. Как и все предыдущие, она была построена из дерева. Эта церковь прослужила верующим до 1843 года, когда по ветхости была разобрана, а иконостас ее был перенесен в построенную, «по примеру прочих округов за 3000 рублей», на том же месте и во имя того же святого каменную часовню.

Каменная Свято-Троицкая церковь (существующая и по сей день), если верить издателям книги «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии», была заложена в 1820 году. Хотя решение о ее строительстве, согласно архивным документам, было принято Павлом Александровичем Строгановым в 1816 году. «Его Сиятельство благоволили изъявить волю свою на построение в Билимбаевском заводе каменной приходской церкви и повелели сделать оную посредством Архитектора», — писал в своем отчете управляющий Пермским имением…» [/six_twelve][/row]

[divider style=»dotted» color=»#666″ height=»1px»]

 

Танцы, кино, вертолеты

1938 год — год, когда Свято-Троицкая церковь на целых 56 лет перестала быть церковью. Весной далекого 38-ого, в канун международного женского дня, разобрали колокольню, а храм передали на баланс труболитейного завода. Годом раньше, 28 августа, «были арестованы священник Свято-Троицкой церкви Петр Дмитриевич Азанов и дьякон Дмитрий Ефимович Орлов. Для батюшки суд был скор, а приговор суров –— расстрел. 19 октября 1937 года последний билимбаевский пастырь был убит. И было ему от роду 33 года. Дьякону «повезло» больше – 10 лет исправительно-трудовых лагерей без права переписки».

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Став собственностью завода, храм стал домом культуры: танцы, конкурсы самодеятельности, кружки. А главное, показывали кино — до сих пор в фойе одного из приделов храма сохранилась кинобудка.

Дальше — война. Забыв о танцах, в помещениях храма развернули производство, при этом старательно покрывая уникальные слои фресок все новыми слоями масляной краски. В ноябре 1941 года, когда передовые части немецких войск приближались к Москве, в Свято-Троицкой церкви разместился эвакуированный из столицы завод №290. Дочь авиационного конструктора Надежда Михайловна Миль вспоминала: «В Билимбае автожирный (вертолетный) завод располагался в помещении церкви, которую мы в шутку называли собором Парижской Богоматери». В 60-е годы XX века здание церкви перестроили и «капитально отремонтировали», лишив центрального купола. То, что осталось, стало именоваться Домом культуры. В 1973 году здание передали на баланс Билимбаевскому экспериментальному заводу строительных конструкций и деталей (БЭЗСКиД). «Очаг культуры» в стенах бывшего храма находился до 1994 года — безлюдный, мрачный, откуда вынесено было все, что горит и что можно было пустить на стройку.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Свято-Троицкая церковь отпраздновала свой второй день рождения в 1994 году — тогда она вновь стала принимать прихожан.

Сейчас в храме силами настоятеля и прихожан восстановлено два придела из трех — Богоявленский и Свято-Троицкий. Практически каждый день идут службы, если есть заявки — проводятся обряды крещения, венчания, отпевания. Хотя когда отца Михаила только-только направили в Свято-Троицкий храм, здесь практически ничего не было.

Спонсор проекта — предприниматель Константин Болышев

— Не понимают люди, что главное — дух, а не материя, — разводит руками отец Михаил.

И приглашает посмотреть знаменитые подземелья храма — те самые, откуда, по легенде, вел тайный ход от церкви в Правленский сад, к билимбаевской усадьбе Строгановых.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной