Вы же такой великий, почему в Москве не остались?

Почему мастер спорта международного класса Иван Теплых работает учителем физкультуры в школе №5.

Я тоже хочу, отведи меня

Будущий чемпион родился в рабочей семье, родители увлекались спортом постольку-поскольку.

— В свое время отец был чемпионом страны по легкой атлетике, а мама позанималась гимнастикой в секции, но до серьезных достижений не дошло, — рассказывает Иван. — У меня все получилось как-то спонтанно: однажды летом поехал отдыхать в лагерь имени Гагарина, там поучаствовал в соревнованиях по легкой атлетике. Понравилось. Приехал домой, говорю: «Папа, ты сам занимался, я тоже хочу, отведи». Это было в третьем классе.

Как объясняет Иван, самая большая сложность в занятиях легкой атлетикой, именно на начальном этапе, сделать так, чтобы было интересно.

— Ребенка нужно, в первую очередь, завлечь. Потому что малышам главное — побегать, попрыгать, поиграть, а легкая атлетика — это все-таки цикличный вид спорта: бегать-бегать-бегать и опять бегать. Нет разнообразия. Иногда, конечно, были игровые тренировки, но их было крайне мало. Я спокойно к этому относился: если пришел тренироваться, значит, нужно тренироваться.

Все тренировки начинались с разминки, потом выполнялась беговая работа.

— В конце, если позволяла погода, мы метали набивной мяч — тренер часто практиковал это упражнение, — продолжает Иван. — Вот мы всей толпой этот мячик швыряли — кто дальше. И нам было интересно — соревнования же, и упражнение хорошее — и руки развивает, и ноги, и выносливость.

 

Весь лагерь обыграл

Как и многие спортсмены, Иван отдавал предпочтение именно тренировкам, а не обучению.

— Если была возможность, ходил и на две тренировки в день, — говорит Иван, — так себе относился к школе, пока не уехал в Школу олимпийского резерва в Екатеринбург. Не сказать, что там спуску не давали, просто отношение стало несколько иное — популярно объяснили, что здесь — все спортсмены, что у всех тренировки, соревнования и сборы, но будь добр, когда приехал, пройди то, что пропустил, и получи оценку. Если девять классов я окончил — лишь бы окончить, то после одиннадцатого класса у меня действительно появился багаж знаний. Учителя всегда шли навстречу — не успел со своим классом, приди с другим, не успел совсем — приди вечером.

Сложностей, отмечает Иван, не было практически никаких: условия для спортсменов в Екатеринбурге создавались такие, что лучше и не пожелаешь.

— Может быть, именно поэтому я и добился таких успехов, — говорит Иван.

Соревнований в спортивной карьере Теплых было много: и первенство города, и первенство области, не говоря уже о международных состязаниях.

 

Когда я стою на пьедестале, ни о чем не думаю. Просто состояние такое… Спокойствие. Я сделал. Просто сделал то, к чему стремился. А вот когда лежишь в кустах после тренировки и пошевелиться не можешь, а тренер тебя подпинывает и говорит, что ты должен бежать — вот там да, там чувства. Но встаешь и бежишь. Куда денешься-то? Это ведь нужно только мне: не тренеру, не маме с папой, а мне.

 

— С шестого класса я начал участвовать в первенствах области, — продолжает спортсмен. — Конечно, еще не попадал «в призы», но был близко к финалу. В седьмом классе я уже был чемпионом области — выиграл свои первые серьезные соревнования. Но самые первые, те, которые навсегда остались в памяти — именно соревнования в «Гагаринском», с которых все началось. А когда в конце смены еще и грамоту дали — вот радости-то было, что я весь лагерь обыграл.

Наградой, которая дала Ивану путевку в жизнь, после которой он «перестал заниматься ерундой», спортсмен считает приз с Международных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России в 2002 году.

— Там я выиграл 200 метров, потом с товарищами победили в эстафете четыре по сто метров. Тогда я серьезно заявил о себе на российском и международном уровнях.

 

Родители растят умных, но не здоровых

Многие дети, которых сейчас обучает Иван Теплых, спрашивают: «Вот вы же такой великий, почему в Москве не остались?» Иван отвечает всегда одинаково:

— Ненавижу большие города, даже близко не хочу там жить. У меня есть возможность жить в Екатеринбурге — не хочу. Мне нужна тихая семейная жизнь, хочу спокойно работать, по вечерам так же спокойно возвращаться домой. На мой взгляд, учитель — это спокойная работа, я прошел множество соревнований, поэтому с нервами все в порядке. В Первоуральске у меня все есть, а больше того, что есть, мне и не надо. Я всем доволен. В школе работаю по простой причине — хочется свой опыт, свои знания передать детям. Почему не тренер? У нас все построено на том, что ты приходишь тренировать, набираешь группу детей десяти лет и начинаешь работать с ними. Если бы мне дали группу высшего мастерства, людей, которые уже бегут, с которыми нужно не с нуля начинать, а уже работать на результат — другое дело. Но не дают. Сказали идти набирать по школам. А зачем я буду набирать, если и так могу учить. Здесь спокойненько и работаю.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Иван считает, что сейчас очень сложно «затащить» детей в спортивные школы.

— У нас что? Рисование, английский, музыка, робототехника. Родители заботятся о том, чтобы дети были умными, а не о том, чтобы они были здоровыми. Что я вижу каждый день? Родители в школу возят детей на машинах до одиннадцатого класса. Считаете, это нормально? Я с третьего по девятый класс занимался в парке. И бегал там, даже если на улице было -25. А сейчас: ой, холодно, ой, мы на физкультуру на улицу не пойдем. Мы в -20 на лыжах бегали. Сейчас дети все в тепличных условиях растут. Сентябрь, +10 на улице — нам холодно. А закаливаться кто будет? Иван Владимирович?

 

Чтобы первоуральцы ушли от телевизора

Иван закончил свою спортивную карьеру в 27 лет. Уход, как говорит спринтер, был безболезненным.

— Я не стал делать, как некоторые мои коллеги: «Я еще попробую, а вдруг получится». Я понял, что уже не получится. У меня как раз должна была родиться первая дочь. Я хотел видеть, как она будет расти. Хотел принимать участие в ее воспитании.

В Первоуральске совершенно не созданы условия для развития легкой атлетики, считает Иван Теплых.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Взять хоть тот же самый стадион, — рассуждает спортсмен. — На малом поле постелили две дорожки на сто метров. Это смех. И заниматься там можно только летом. А спортсмены плотно занимаются весь год. Кому нужны дорожки подо льдом? У нас не проводится совершенно никаких соревнований. Для легкоатлета должен быть круг, на котором можно бегать в «шиповках», а то покрытие, которое сделали на стадионе, повылетало после первого же забега. В других городах бегают по «резине», по ровной дороге, на которой хоть ноги не переломаешь. Ни в мое время не было этих условий, ни сейчас.

 

Я бы, конечно, хотел, чтобы мои дочери занимались спортом. Буду горд, если это будет спорт высших достижений. Многие родители-спортсмены, сами узнав все изнутри, не отдают детей в спорт, знают, как это тяжело, понимают, какие нагрузки. Но это — школа жизни. Если я там вытерпел, то все остальное точно выдержу.

 

Большие надежды Иван Теплых возлагает на организацию «Первоуральск — город чемпионов».

— Ребята уже сейчас сделали какие-то подвижки. Их видно, их слышно. Они проводят очень много мероприятий, причем, не только для спортсменов, но и для всех горожан. Они стараются сделать так, чтобы первоуральцы ушли от телевизора.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Хобби Ивана Теплых — рыбалка.

— Для меня важен процесс — люблю посидеть с удочкой. Я на природе отдыхаю. Хоть -20, хоть +30. Сижу — тишина, свежий воздух, никто тебя не дергает, ничего тебе не надо. И физическое, и моральное восстановление. Тем более, как говорится в пословице, время, проведенное на рыбалке, в счет жизни не идет.