Война перевозчиков переходит с дорог в кабинеты

В Первоуральске не утихает транспортная война. В четверг, 2 июля, прошли публичные депутатские слушания, посвященные проблеме пассажироперевозок в городе. А мэр Первоуральска Максим Федоров заверил: дескать, мы уже разбираемся, благо, для этого у нас теперь есть все рычаги. Тем временем водители не желают именоваться «нелегалами» или «легалами» и по-прежнему выходят на маршруты.

Владимир, 52-летний водитель, каждый день ездит по маршруту №11Владимир, 52-летний водитель, каждый день ездит по маршруту №11. Его автобусу, рассчитанному на 23 посадочных места, два года. Он каждое утро наводит в нем порядок, выносит мусор, который оставляют пассажиры. Проверяет, как работает небольшой телевизор. Протирает стекла.
— Бабушки не нарадуются! У меня удобно и чисто. Мой стаж — 36 лет, из них 11 лет на автобусах. Не подведу, — улыбается он.
Уже полгода Владимир работает у Андрея Начапкина, директора транспортного предприятия «САТО». Начапкин — «нелегал» и работает незаконно, что недавно признал областной Арбитражный суд. Вместе с двумя такими же предпринимателями — Александром Бронниковым и Александром Рязанцевым — Начапкин уже несколько лет составляет оппозицию тем, кто работает официально. То есть, имеет сертификат от администрации, разрешающий перевозить пассажиров.

Конкурс изначально был обречен
В ноябре 2007 года прошел конкурс на право осуществления городских перевозок в течение трех лет. В администрации разработали маршрутную сеть, разыграли 16 лотов. «Нелегалы» не участвовали — не позволяла техника. Главное требование конкурса: автобусы большой вместимости, до 90 пассажиров. А у Начапкина сотоварищи — одни «ГАЗели». Но бизнесмены все равно продолжили работу. Опыт борьбы у них есть: в 2006 году они устроили голодовку у здания администрации. Тогда «ГАЗелям» разрешили работать дальше.
— Этот конкурс изначально был обречен на провал, — уверен депутат Гордумы Александр Цедилкин. — По идее, в нем должно было победить крупное предприятие из Екатеринбурга. Но его руководители решили сняться с конкурса. В итоге наши слабые перевозчики начали объединяться, чтобы выиграть лоты.
Во главе объединения из 12-ти «легальных» стоит Лира Гордеева, директор ООО «Лира» (самого крупного транспортного предприятия в городе). Именно она инициировала обращение в Арбитражный суд.

Два водителя и монтировка
— Мы просто задыхаемся! — негодует Наталья Батарлыкова, директор ООО «ПТП». — Нам не дают нормально работать. Думаете, у нас проблем нет? На мне два крупных кредита висят, зарплату платить нечем. А какие у нас дороги? Ремонт транспорта обходится в сумасшедшие деньги.
Наталья Батарлыкова обслуживает маршрут №1, в ее распоряжении шесть «ГАЗелей». Были и автобусы, но все они пока висят балластом. Один и вовсе разбит: снесена дверь, выдавлено стекло — пару лет назад льготники штурмовали его на остановке. Ремонтировать не на что.
Наталья говорит, что водители не хотят к ней идти. Вспоминает случай годичной давности, когда к ней пришел увольняться водитель, здоровый мужик 55 лет. Рассказал, как его гонял по собственному автобусу водитель «ГАЗели» с монтировкой в руках, которому он помешал проехать.
На дорогах идет война, уверяет Батарлыкова. И водители в ней участвовать не хотят: каждому дорога его жизнь.
— Нет, не хочу, — соглашается водитель ООО «САТО» Владимир. — Но и уходить не вижу смысла. Здесь я плачу за маршрут 6 тысяч, а если уйду в «Лиру», буду платить 10 тысяч — я-то знаю.

12С легализуют
Камень преткновения для перевозчиков: маршруты №№ 12С и 14. Первый проходит через горбольницу №3 и очень удобен пенсионерам. Второй почти полностью повторяет маршрут №1, с той лишь разницей, что проходит через мечеть. Оба маршрута ввел Андрей Начапкин. В маршрутной сети города их нет, и замглавы по благоустройству и строительству Константин Болышев обещал ликвидировать оба.
Однако депутаты не согласились. Маршруты решено легализовать. Правда, после того, как спецкомиссия из депутатов и сотрудников ГАИ, проверит, какие автобусы ходят по ним. К тому же, Дума обещает разработать документ, регламентирующий предоставление транспортных услуг.
А мэр Максим Федоров на слушаниях прямо спросил, готовы ли официальные перевозчики взять на себя обеспечение всей маршрутной сети. На что Лира Гордеева пообещала:
— Если решение суда будет исполнено, через месяц по городу будут ездить нормальные автобусы. В достаточном количестве.
Ждать осталось не так долго: если Начапкин, Бронников и Рязанцев не подадут на апелляцию, решение Арбитражного суда вступит в силу 25 июля.

Власть требует, но не помогает
Администрация в Арбитражном суде защищала интересы официальных перевозчиков. Однако претензий к власти у них куда больше, нежели у неофициальных. Они обвиняют чиновников в отказе в помощи и главное — в нежелании возвращать деньги за перевоз льготников.
В этом смысле официальных перевозчиков поддерживает «нелегал» Александр Бронников. Он говорит, что власть свалила на них всю грязную работу. Их заставляют обустраивать остановки и ругают за то, что автобусы загадили воздух и загромоздили дороги. Между тем, по словам Натальи Батарлыковой, в городе нет ни одной удаленной от домов площадки для разворота больших автобусов.
— Сколько раз мы говорили Болышеву: помогите, мы не выживем! А он обвинял нас в безынициативности, — возмущается Наталья Батарлыкова. — Мы выходили на маршруты, записывали номера «ГАЗелей», которые берут «в коробочку» наши автобусы, не дают им развернуться. Никаких действий. Мы передавали в администрацию списки льготников, которых перевезли за месяц. Нам возвращали только 33%, а сейчас — ни копейки.
По словам Лиры Гордеевой, себестоимость поездки сегодня составляет 13 рублей. А билет стоит 10. Александр Бронников и в этом сочувствует официальным перевозчикам. Только сам-то он в стане «нелегалов». А они льготников не возят.

Нужны 90 «ЛиАЗов»
По оценкам экспертов, для того, чтобы полностью «закрыть» маршрутную сеть в городе, необходимы 90 автобусов большой вместимости типа «ЛиАЗ». Сейчас же по городу ходят в общей сложности 60 автобусов и 180 «ГАЗелей». При этом часть маршрутов заполнена на 30-40% (№№9, 11). А часть — перегружена в полтора раза (№№4, 10).

Нарушают все
Начальник ГИБДД Первоуральска Денис Мохирев сообщил, что за I полугодие в городе произошло 41 ДТП с участием пассажирского транспорта. Зафиксированы 717 (в прошлом году — 518) нарушений правил дорожного движения. Составлены 11 административных протоколов на должностных лиц. Правила нарушают и те, и другие перевозчики.

Будем отзывать лицензию
Максим Федоров, глава городского округа Первоуральск:
— Если официальные перевозчики готовы обеспечить наш город транспортом, я их поддержу. Если не готовы — я готов пересматривать договоры с ними. В этом споре мы должны, с одной стороны, достигнуть определенного спокойствия. Но когда решение Арбитражного суда вступит в силу, мы притупим к действиям. И если подтвердятся обвинения в адрес официальных перевозчиков, будем принимать меры. И все-таки смотрите. Человек нам говорит: «Я купил 20 автобусов, я готов обслуживать». Но он не выиграл конкурс. Так ему надо обратиться к официальным перевозчикам, предложить сотрудничество. А если он незаконно выставляет на маршрут свой транспорт — то будем лишать лицензии.

Исполнить решение реально
Дмитрий Солдатов, начальник юридического отдела Первоуральской Гордумы:

— Если неофициальные перевозчики подадут апелляцию, может произойти отсрочка вступления решения Арбитражного суда в силу на 1,5-2 месяца, при условии, что вышестоящие инстанции не отменят решение вообще. В случае вступления решения суда в законную силу деятельность неофициальных перевозчиков будет прекращена, как незаконная. А исполнять решение Арбитражного суда будут судебные приставы. Незаконная деятельность может стать основанием для отзыва лицензии автоперевозчиков. Вообще, добиться исполнения решения Арбитражного суда и инициировать процедуру отзыва лицензии реально.