В Новоуткинске строят лодки, скверы и дома. А еще ловят рыбу в одном шести самых чистых водоемов Свердловской области

Во дворах и на улицах поселка мирно пасутся кони, а частные дома свободно соседствуют с пятиэтажкамиИ сами жители, и первоуральцы по-прежнему называют поселок Новоуткинск Новой Уткой. Хотя больше 70 лет в его названии нет пробела. В Новоуткинске живут 6 тысяч человек. Живут, похоже, хорошо: в прошлые выходные, 11 июля, с размахом отпраздновали 260-летие поселка. Приезжал мэр с заместителями, из Екатеринбурга прибыл Владыка Викентий. Все остались довольны праздником. Говорят, до пяти утра на новенькой, к празднику подготовленной городской площади не умолкал баян…

30 километров по замечательно-гладкой дороге через Билимбай и Извездную, мимо Битимки и Крылосово — и мы в Новоуткинске. Запахи здесь сумасшедшие: пахнет нагретой водой, теплыми травами, разогретым асфальтом. Как ни принюхивайся, знакомой вони выхлопных газов и ядовитых выбросов не почуешь. Спускаемся к плотине. Сразу открывается идиллическая картина: на холме — массивный храм, словно легкой сеткой, покрытый строительными лесами. По дороге на гору неспешно взбирается отсюда похожий на жука грузовик, груженый лесом. На камнях у самого берега, опасно спустившись к воде, примостились рыбаки.
— Клюет?
— Да, за четыре часа одного подлещика поймал, — ухмыляется Володя. Ему далеко за 40, он — военный, приехал в гости к маме из Торжка. В Новоуткинске не был с 80-го года, когда окончил здесь школу. Живет уже неделю. Говорит, вернуться на родину для него — самая сладкая награда.
10-летний екатеринбуржец Артем Плотников, который приехал в гости к бабушке, не так удачлив. Переходит с места на место, а рыба все равно не клюет. У Володи — вареная кукуруза, перловка, хлеб, в общем, целое застолье. А Артем ловит на червя.
— Зато я за первый месяц аж 100 рыб поймал! И мы их с бабушкой засушили, — хвалится мальчишка. — А вообще, это как повезет. Надо знать, где удочку закидывать.
Этот пруд, где рыбачат гости Новоуткинска Володя и Артем, в этом году вошел в шестерку самых чистых водоемов Свердловской области. Территория, свободная от загрязнений, — так говорит о Новоуткинске заместитель начальника сельского управления Тамара Вершинина.

Начальник привлекает инвестиции
Вот уже три года Тамара Тамерлановна замещает Евгения Кукаркина, «человека, имеющего принципально-новый взгляд на работу».
— Его не сразу хорошо приняли. Прежний начальник был консерватором, от него не ждали смелых решений. А Евгений Викторович сразу взялся за работу, — рассказывает замначальника.
С ее слов, главный талант начальника — умение привлечь в поселок инвесторов. А дело это неблагодарное: ну, кто захочет инвестировать в село, где живут 6 тысяч (с соседними поселками Прогресс и Слобода — 8 тысяч) жителей?
Оказалось, захотят. В поселке развивается бизнес, преимущественно, средний. Так, предприниматель Сергей Овсянников занимается лесозаготовками. А это рабочие места и пополнение бюджета. А еще и безвозмездная помощь. Когда на главной площади города к празднику был обустроен сквер, Овсянников сам установил там памятный камень с надписью: «п. Новоуткинск, основан в 1749 году». Непритязательно и красиво.

А в детский сад — очередь…
В Новоуткинске (как, почему-то, ожидалось) живут не только бабушки и дедушки, но и работающие люди. Живут неплохо, по оценкам Тамары Вершининой, у многих благосостояние тут повыше, чем у горожан. Работают на железной дороге — рядом станции Кузино и Коуровка. Ездят в Первоуральск и Екатеринбург.
Есть и свой «градообразующий» завод. Точнее, раньше был таким, а сейчас осталась только видимость: большие занятые цехами площади, сквер у проходной, громада памятника воинам-освободителям. Сейчас из прежних 4 тысяч рабочих мест на заводе сварочного оборудования «Искра» осталось только триста. Кризис… Заказов мало, говорит Вершинина, людей не берут. В 90-е годы люди, оставшиеся без работы, массово уезжали из поселка. Сейчас возвращаются — уже и рождаемость здесь растет, говорит Вершинина. Даже в детсад очередь почти 70 человек.
— Раньше у нас было четыре детских сада, но в перестройку один отдали под милицию, а два других — под детдом и интернат, — говорит Тамара Вершинина. — Еще лет пять назад мы не могли укомплектовать единственный детсад детьми. А сейчас места всем не хватает. Мы в Управлении образования уже говорили о том, что надо бы вновь сделать детсад в бывшем здании милиции.

Церковь строит лодки
Со здания милиции осыпается штукатурка. А во дворе — огороженный металлическим сетчатым забором сад. Там клумбы, на которых цветут лилии и георгины. Виднеются два потемневших от времени деревянных креста. Мы обошли по кругу — лаза в заборе нет. Жители рассказали, что здесь похоронена монахиня, служившая в сельской церкви. Настоятель Храма Успения Божьей матери — отец Александр. Инокиня — матушка Николая. Ни с ним, ни с ней встретиться не удалось: они постоянно в разъездах. Однако в соборном доме, где расположена трапезная для паломников, нас встретила служащая церкви Нина. По дому разносилось тихое церковное пение. Спрашиваю: «Мы, наверное, важному делу помешали?»
— Нет, это у нас женщины сухари режут и поют, — улыбнулась Нина. Фотографировать ни себя, ни поющих не разрешила — только с позволения батюшки.
Православная община в Новоуткинске очень сильная. Они и лекции читают для детдомовцев и интернатовцев, и молебны служат, и даже лодки строят.
У храма разместилась лодка выше человеческого роста. Уже вторая по счету, она скоро сойдет с верфей и пустится в плаванье. Первую лодку служащие церкви строили для своей вечерней школы и уже в прошлом году торжественно спускали на воду.

Чтобы построить дом…
Тамара Вершинина, замначальника управления Новоуткинска, подсчитывает: несколько лет назад «трешка» в поселке стоила 220 тысяч рублей. До кризиса такая же квартира оценивалась уже в 1 миллион 800 тысяч. А сейчас ее средняя цена — 1 миллион 200. Это, понятно, вторичка — новостроек в городе нет. 36 пятиэтажек выстроили еще в 60-х годах. Если кто и ведет строительство, то индивидуальное. Благо, в частные дома на восточной стороне есть возможность провести воду и канализацию. И даже отопление — в прошлом году Новоуткинск выстроил свою газовую котельную. Теперь тепла хватает на всех, и даже с остатком.
А вот земли свободной нет: строят те, кто еще несколько лет назад получил землеотводы. Но — строят. И в основном молодежь. По словам Вершининой, это тренд — возвращаться к земле, жить и воспитывать детей там, где, простите, ничем не пахнет. Она уверенна: совсем ничем не пахнет. И уж мусором-то точно! Благо, тут работают профессионалы, управляющая компания «Западная окраина».
— Вот вы проедете по центральным улицам, посмотрите! Не каждый городской двор может похвастаться тем, что есть у нас. Это работа коммунальных служб, — говорит Тамара Вершинина.

Пахнет или не пахнет?
Мы проехали. Во дворах двухэтажек по улице Горького — отсыревшие стайки. Любовь Михайлова, дворник, уже 7 лет работает здесь. В этих домах печное отопление, а стайки предназначены под дрова. Но кто там живет — догадаться не трудно. Едва подходим — в нос шибает крепкий запах навоза. За стайками в высокой траве — высокие кучи еще как пахнущего бытового мусора.
— Серега просил тысячу рублей и тележку у Данилова (директор «Западной окраины», — ред.). Говорит ему: «Я за сутки все уберу, один!», — возмущается дворник Любовь Михайлова. — А Данилов подумал и говорит: «Нет, у меня денег нет. Сам уберу». Так до сих пор убирает…
Сергей, житель дома №1 по улице Горького, стоит тут же. Вздыхает: со своим предложением к Данилову он ходил еще весной. А ведь жители домов по Горького платят за коммуналку по 1,5-2 тысячи в месяц — исправно. Хотя, бывает, сидят без воды и света. А что делать? Надо как-то жить.
…Новоуткинск — это территория нашего округа. Но почему-то кажется, что жизнь здесь совсем другая. И виной тому даже не удаленность от города. А какая-то своя, ни на что не похожая обстановка, словно и не первоуральцы здесь живут, а действительно особые люди — утчане.

КОММЕНТАРИИ
Тамара Вершинина, заместитель начальника сельского территориального управления п. Новоуткинск:

— Мы нормально тут работаем. У нас в администрации работает специалист по благоустройству. Занимается ремонтом дорог, взаимосвязь между коммунальными службами, наружное освещение… Есть специалист по земле и капстроительству; специалист, который занимается организацией культурно-массовых мероприятий. Мы внимательно работаем с ветеранами: на День поселка устроили выставку фотографий ветеранов войны.
Юбилей отметили замечательно! Приезжал глава Первоуральска Максим Федоров, Владыка Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Тут целая программа была, она была рассчитана до полуночи. Мы пригласили бывшего жителя нашего поселка Эдуарда Самойлова — он сейчас играет в московской группе «Счастье». Он пел и вел дискотеку. Молодежь танцевала с удовольствием.
У нас серьезный спорткомитет. Мы открыли спортивную площадку. В городе есть детсад, школа, горбольница, где три врача общей практики и отличный педиатр… Ежемесячно сюда выезжают необходимые специалисты из Первоуральска. Да, сейчас нет горячей воды, но это связано с ремонтами на трубопроводе. В этом году город выделил на 2,6 млн на ремонт теплосетей. Были деньги и в прошлом году — мы запустили газовую котельную, отремонтировали большую часть труб. А прежде была угольная котельная, помню, ее приходилось вытягивать на дровах… Справились — администрация помогла. Да, у нас есть проблемы. Но мне бы не хотелось сейчас о них говорить: поверьте, они все решаемы.

Леонид Федорович Голубев, 85 лет:
— Я в Утке живу с 1953 года. Раньше работал шофером, а потом — слесарем на заводе. Оттуда и на пенсию ушел в 1988 году. Вот и живу тут… В сад хожу иногда. Дети у меня здесь, внуки. Атмосфера здесь хорошая: тихо, спокойно, воровства нет никакого. Если кто-то забуянил, так его быстро приструнят! Я после войны в Куйбышеве работал на авиационном заводе, жил в 20 км от него. Привык к сельской местности. Не хочу в город переезжать. Хотя проблем у нас тут очень много… Это только кажется, что все так хорошо. Снаружи. Горячей воды вот сейчас нет. Говорят, завтра дадут, но это вряд ли. Ладно хоть, с теплом все в порядке: выстроили газовую котельную в прошлом году. Прежде была угольная, мерзли зимой — дома-то старые. Так дочь у меня и еще люди письмо писали Росселю. После этого и построили котельную.
Продукты в магазине, опять же, дороже, чем в городе. А больница? Эх, раньше здесь была такая больница! Два терапевтических отделения, хирургическое, родильное, детское… А сейчас полтора врача. А кто работать пойдет, если жилья им никто не дает?
И больница, и дом, где я живу, и четыре детских сада, которые раньше были, «Искра» выстроила и содержала. А сейчас они все скинули с плеч. Мне кажется, что лучше не будет. Ладно, хоть 300 человек на «Искре» пока работают…