Мы не должны подыгрывать «нелегалам»

Константин Болышев

Константин БОЛЫШЕВ, заместитель главы Первоуральска по строительству и благоустройству городских объектов:

— Обострение ситуации с пассажирскими перевозками в Первоуральске было вызвано тем, что никакие попытки  решить вопрос с неофициальными перевозчиками путем переговоров и обращений в прокуратуру не привели к результату. Мы использовали последнее средство — обратились в суд. Он принял верное решение, которым запрещает неофициальным перевозчикам работать. Мы не сомневались в таком решении суда. Но противоположная сторона подала апелляцию. Однако это всего лишь затягивание времени вступления решения суда в силу. Все это время у них есть возможность осуществлять незаконные перевозки и получать с этого доход.

Наша проблема в том, что у нас нет крупного перевозчика, муниципального автотранспортного предприятия, какое имеется в большинстве уральских городов. То есть, все перевозки у нас осуществляются на свободных рыночных основаниях. Поэтому способы воздействия администрации на этот рынок ограничены.

В будущем году заканчивается трехлетний срок, на который был объявлен конкурс. Поступают предложения делать конкурсы ежегодными. Однако это решение (проводить конкурс раз в три года) было продиктовано Федеральной Антимонопольной службой. ФАС считает, что ежегодное проведение конкурса не способствует стабильности на рынке пассажироперевозок и косвенно влияет на условия конкуренции на рынке. То есть, когда предприятие обслуживает маршрут всего лишь один год, у него нет стимула для развития, для вложений. Он пришел, сорвал деньги — и ушел. А что будет дальше — неважно.

Город Первоуральск — единственный город в Свердловской области, который обслуживают частные предприятия, и при этом здесь действует единый социальный проездной, хотя его должно принимать только муниципальное предприятие. Наши предприниматели когда-то пошли нам навстречу, но на прошлой неделе они уведомили нас, что готовы выйти из программы «Единый социальный билет». Причина объективная: они не получают компенсацию за перевозку людей. Платить мы должны, но средств в бюджете нет. Мы провели совещание, убедили перевозчиков не выходить из программы. Но они объясняют: в свете нынешних событий у людей складывается впечатление, что они никому не нужны.

Есть еще одно требование ФАС: маршрутная сеть должна действовать столько же, сколько итоги конкурса. Открытие и закрытие маршрутов должно происходить не потому, что кто-то (пусть даже весьма уважаемый человек) считает, что этот маршрут там нужен. Если есть потребность в каких-то маршрутах — мы можем их закрепить. Но предварительно выяснить, пересекаются ли эти маршруты с другими, нарушаются ли условия перевозок и т.д. Те два маршрута, которые будут закрыты решением суда (№№ 12С и 14, — ред.), нам картины не делают. Несколько десятков машин, которые находятся в собственности неофициальных перевозчиков, никогда не решат транспортную проблему. Мы не должны им подыгрывать, чтобы эту проблему не усугубить.