Первоуральскому тресту УТТС остается ждать окончания кризиса

16 июля строители треста УТТС, занимающиеся возведением дома №86 на Береговой, объявили забастовку, требуя погасить долг по заработной плате — 7,5 млн. рублей («Городские вести» №24 от 16 июля). Руководство со строителями рассчиталось практически сразу после объявления забастовки: почти полностью погашен долг за март, зарплату не получили только ИТР и часть уже уволенных сотрудников. Что будет дальше, директор треста Сергей Чижов даже загадывать не хочет — долги УТТС растут, при этом практически никто из партнеров свои обязательства перед строителями не выполняет.

Строительство второй очереди детской многопрофильной больницы уже заморожено. Работа, скорее всего, не возобновится до окончания кризиса. А трест УТТС потерял бюджетное финансирование.
Строительство второй очереди детской многопрофильной больницы уже заморожено. Работа, скорее всего, не возобновится до окончания кризиса. А трест УТТС потерял бюджетное финансирование.

Зачем строим?

По словам директора треста Сергея Чижова, выплата зарплаты после объявления забастовки и выхода нашей статьи — обыкновенное стечение обстоятельств:

— Просто именно в этот момент поступили деньги за один из ранее выполненных заказов. Меня беспокоит то, что ситуация повторяется: буквально в мае они получили зарплату, сразу после того, как поставили мне ультиматум. Хотя шантажируют не те люди, на которых я ставку делаю. Я их тут недавно собрал и сказал: ради Бога, садитесь на мое место, делите эти деньги, как вам вздумается  — или на зарплату или на материалы. Или давайте вместе решать, куда тратить деньги. Сейчас 50% любых поступающих к нам средств я отправляю на выплату зарплаты.

По словам Сергея Васильевича, сегодня трест находится в катастрофическом положении. Сейчас УТТС занимается всего тремя крупными объектами — торговым центром на Космонавтов, домом на Береговой и детской многопрофильной больницей (ДМБ). Но финансовые трудности сопровождают каждый из этих проектов.

— На ДМБ в этом году нам еще выделили 15 млн. рублей, а контракт у нас годичный, — рассказывает Сергей Чижов. — А в следующем году, я так понял, что государство программу «Мать и дитя» вообще сворачивает. Поэтому часть денег придется потратить на мероприятия по заморозке объекта. Торговый центр давно пора сдать, но в связи с отсутствием средств у заказчика окончание строительства растягивается уже на полгода. Зачем строим? В надежде, что они все-таки с нами рассчитаются.

Единственный источник дохода, из которого руководство треста может выплачивать зарплаты и оплачивать материалы — это средства дольщиков дома по Береговой. Но сегодняшний день их задолженность составляет 9 млн. рублей.

— Выплати они нам эту сумму — мы бы полностью погасили долг по зарплате, — говорит директор треста. — Я проводил собрание с дольщиками, уговаривал их, заключал допсоглашения, объяснял, что этот дом можно построить только на ваши средства. А когда придут остальные деньги из федерального бюджета, я за их счет сделаю вам отделку. Всего в этом доме 100 квартир, из них только 37 идут по федеральной программе.

Нас осталось 300

На недавнем заседании антикризисной комиссии Сергей Чижов заявил, что у его предприятия огромная дебиторская задолженность, в частности, тот же Новотрубный завод должен строителям 4,5 млн. рублей.

— Мы отдали информацию в прокуратуру и подали заявление в Арбитражный суд, — рассказывает Сергей Чижов. — Этот долг тянется с пошлого года, когда мы работали у них на строительстве ЭСПЦ. С декабря не могут с нами рассчитаться. Вообще, мы всегда свои перспективы связывали с промышленными предприятиями. Но, посмотрите, новотрубники все строительство свернули: летом еще планировали возобновить работы на ЭСПЦ, потом сентябрь звучал, сейчас уже декабрь. Так что, получается, перспектив никаких.

Выйти из создавшегося положения, по мнению руководителя треста, можно только одним способом:

— Сидим, ждем окончания кризиса! Эта ситуация от нас не зависит, мы не хлебом торгуем, который всегда берут. А тут пока не заработают заводы на полную мощность, пока у людей не появятся деньги, пока они не ощутят потребность в жилье и детских садах, у нас ничего не исправится. В ноябре я еще говорил своим сотрудникам: буду рад, если к концу кризиса нас останется хотя бы 200 человек. Сейчас нас чуть больше 300, но за два месяца уйдет еще 100. А вот конца кризиса пока не видно.

Технадзор даже не был включен в сметы

В разговоре мы, естественно, не могли обойти тему капитальных ремонтов, которые наш город пытается выполнить по федеральной программе. Казалось бы, сам бог велел строителям единственного первоуральского треста активно участвовать в воплощении 185-го закона и хоть немного таким образом поправить свое нынешнее плачевное положение. Кроме того, контролировать ход работ, которые выполняют местный и крупный подрядчик, намного проще, чем следить за кучей мелких непонятных фирм.

Сергей Чижов на все вопросы только тяжело вздыхает и утверждает, что здесь в двух словах всего не расскажешь.

— Действительно, были рекомендации замглавы Александру Черных из Министерства. Сейчас этой же палкой, только другим концом, получил опять Черных, ну, и мне неприятно, когда Нестерова (председатель ТСЖ «Прометей» — ред.) в интервью вашей газете говорит, что не будет заключать договор с нами, потому что ей нас навяливают, хотя мы уже банкроты («Городские вести» №25 от 23 июля), — говорит Сергей Васильевич. — Сейчас уже два месяца потеряли, деньги в город пришли в мае, осталось работать до октября, а мы даже еще смет не видели.

Во вторник, по словам Сергея Чижова, в ТСЖ «Прометей» в очередной раз проходил конкурс подрядчиков.

— Утром мне позвонил Михаил Лиходумов, сказал, до обеда вышлет договор подряда на семь домов, — рассказывает Сергей Чижов. — Вот до сих пор ждем. У меня вообще создалось впечатление, что звонок Лиходумов сделал только из-за того, что к нам в этот день приехали замминистра по строительству — надо было просто перед ним отчитаться, что подряд нам выдан. Может, конечно, я и не прав.

Что касается информации, которая прозвучала на пресс-конференции Александра Черных — о том, что с трестом собираются заключить договор на проведение технадзора домов, где был сделан капремонт — Сергей Васильевич сказал, что пока от администрации поступило только устное, ничем особо не подкрепленное предложение:

— Там очень интересная ситуация возникла: когда большинство ТСЖ составляли сметы, расходы на технадзор вообще пропустили. Сейчас вот голову ломают — кого же привлечь, за какие деньги и где их взять. Мне пока было озвучено только такое условие — 1% от стоимости сметы. Черных предлагал уже провести технадзор на домах, которые ремонтирует СТЭК в Билимбае. Но для этого мне придется заключать договор с подрядчиками, получается. А неужели это какой-то компании нужно? Им проще заплатить откат кому-нибудь и все, чем проводить официальную экспертизу. Задумка у государства была хорошая, чтобы поручить контролировать исполнение данного закона ТСЖ. Но ведь опять люди все перекрутили: стали искать, в первую очередь, выгоду для себя. Если бы все это было под эгидой администрации, возможно, и не так бы безобразно шло выполнение закона в нашем городе. А сейчас ведь администрация и повлиять толком не может.

—Сегодня замминистра по строительству говорил, чтобы мы проводили беседы с населением —  «пытайтесь вдолбить людям  в головы, что сейчас для приобретения жилья самое лучшее время, — продолжает он. —  Сейчас цены упали, а через год вы почувствуете дефицит жилья». Я вот его слушаю и думаю: ну о чем ты говоришь? Люди сейчас думают, как прожить на копейки, которые остались, имея при этом обязательства по кредитам и ипотекам.