Свободный — значит, счастливый

Марина Моденко

Марина МОДЕНКО, корреспондент:

— Наркоманов принято ругать. Ну, серьезно. Что хорошего в том, что человек «сидит на колесах», нюхает белый порошок или вкалывает себе героин? Губит свое здоровье, портит жизнь себе и другим людям. Наркоманы за дозу готовы преступить закон. И не раз. Им не нужен никто и ничего, кроме кайфа. Ему они обязаны своей свободой. И они ее получают.

Это одна из форм зависимости — от свободы своего выбора жизненного пути. Кто-то отрицает «сухой закон», иные — не представляют своей жизни без никотина. Это все плохие привычки, неприятные зависимости.

А как же «ломка» по сети интернет и компьютерным играм? Геймеры зависимы от своего увлечения, они готовы тратить деньги, силы и время на это хобби, которое другим людям кажется непонятным и ненужным для жизни. От одного моего знакомого геймера ушла жена, забрав сына — не выдержала каждый день смотреть на спину мужа, который не встает из-за компьютерного стола.

Слышала разговор в толпе зрителей, наблюдающих за движениями файерщиков (тех, кто крутит огонь): «Да что бы я так рисковала своим телом и здоровьем ради летающих огоньков…Не понимаю этого!». А файерщикам нравится: их опасность не страшит. Желание заниматься любимым делом, связанным с риском для жизни и здоровья, им важнее. «Потому что это такой кайф!» — говорят они.

Есть такой анекдот: «Каждую весну одних и тех же рыбаков уносит на одних и тех же льдинах». Предупреждение о том, что «по тонкому льду ходить нельзя» этих «зависимых» не останавливает: с удочкой наперевес они готовы «на подвиги» — получить некий кайф от своего увлечения. Вот только они часто заканчиваются плачевно.

За нездоровой долей адреналина люди лезут еще и в горы, а потом их оттуда пытается снять целая бригада спасателей и медработников. Получается, что от «зависимости» альпинистов, «болеющих» скалолазанием, страдают не только они сами, но и их семьи, посторонние люди.

Спортсмены — не курят, не пьют, не колются — ратуют за здоровый образ жизни. И каждый день подрывают свой организм изнуряющими тренировками. Не так давно случай был у нас в городе: мужчина 50-ти лет скончался от инфаркта. Сердце не выдержало нагрузки от занятий легкой атлетикой.

«Болезнью» можно назвать и пристрастие шопоголиков: со своей страстью к трате денег и походу по магазинам они не в силах справиться. Они тоже хотят «кайфовать».

Каждый из нас свободен в выборе своей «зависимости» от того или иного дела, вещей. И шопоголик не вправе обвинять рыбака в неправильности его образа жизни, а альпинист не должен критично высказываться в адрес геймера. Ведь каждый из нас решает сам за себя, «опасно» его хобби для окружающих людей и его самого, или же нет.

У меня есть знакомые наркоманы. Они часто пытаются взять денег в долг, но друзья им уже не дают. Но и не указывают, как жить. Однажды я в сердцах отругала одного из таких ребят: «Что же ты делаешь? Молодой, красивый, а так губишь себя и свою жизнь!». Но подруга меня остановила: «Ты хочешь, чтобы он был счастлив? Он живет так, как хочет жить. И ему такая жизнь в кайф. Потому что он свободен!».

Свободно жить не запретишь. Проще отругать, возненавидеть и оскорбить, чем попытаться понять другого человека. Да, наркоманы и алкоголики — это слабые люди. Они не могут справиться с депрессией, жизненными неурядицами, и находят радость в таких далеко не радостных занятиях. Но никто их за руку в алкомаркеты не отводят, и в цыганские районы за дозой не привозят насильно. Выбор, сделанный осознанно — это и есть свобода. А зачем жалеть и обвинять того, кто понимает, как он хочет жить?..