Дороги Первоуральска дождались ремонта

Городские дороги в этом году будет приводить в порядок компания «Жасмин» — предприятие с солидной репутацией. Специально для Первоуральска михайловские дорожники пригнали для работы мегамашину под кодовым названием «Фреза-2000», стоимость которой превышает 10 млн рублей. В администрации города уверяют, что подрядчики будут стараться провести текущий ремонт качественно.

Качество проконтролируют общественники

Колдобины, ямы и выбоины на дорогах площадью иной раз в несколько квадратных метров давно уже стали визитной карточкой Первоуральска. Последний капитальный ремонт в городе проводился три года назад, тогда полностью поменяли покрытие на улице Емлина. После этого первоуральские дороги видели лишь ямочные ремонты — «капиталка» им только снится.

«Становится уже неудобно»

Губернатор Александр Мишарин неоднократно подвергал критике действия городской администрации в решении дорожного вопроса. Последний раз Александр Сергеевич устроил выволочку Максиму Сергеевичу на традиционной видеоконференции в конце июня. По данным, которыми оперирует губернатор, до 90% дорожной сети Первоуральска не соответствует установленным нормативам. Соответственно, наш город — лидер области по количеству обращений граждан, недовольных качеством автодорог. «И в этой ситуации вы сокращаете финансирование дорожных ремонтов. У вас в бюджете было предусмотрено 34 миллиона рублей на эти цели, а реально направили только 21 миллион. Кроме того, из-за ряда недоработок в прошлом году пришлось вернуть в федеральный бюджет субсидию на улицу Вайнера в 50 миллионов рублей. Почти 65 процентов дорог местного значения у вас до сих пор не поставлены в реестр. Что вы делаете и что вы собираетесь делать для улучшения ситуации?» — поинтересовался у Федорова Мишарин.

Мэр в ответ сообщил, что в 2008 году в городе было отремонтировано 40 км дорог, на что потратили 40 млн рублей. И рассказал, что в Первоуральске была создана и сейчас постоянно действует комиссия, которая «вырабатывает пути решения проблем по каждому конкретному случаю». Доклад мэра завершился серией просьб к областным властям: оказать помощь в ремонте некоторых городских улиц (тогда мэрия согласится внести их в муниципальный реестр), дать денег на ремонт улицы Урицкого, профинансировать реконструкцию городских мостов. «У меня все», — резюмировал Максим Федоров.

«А у меня не все. У вас самый большой показатель по области по несоответствию нормативам. Почему вы ничего не сказали о том, что 64 процента дорог у вас не внесены в реестр, не сообщили о содержании дорожной сети? У вас нет даже городской транспортной схемы. Вы вообще понимаете — как заниматься дорожным хозяйством? У вас кто-нибудь занимается дорогами?» — задал вопрос губернатор. «У меня есть замглавы, который этим занимается», — сообщил Федоров.

«Вот пусть он вам и расскажет — что происходит, — предписал губернатор, и продолжил: — Становится уже неудобно, мы к вам возвращаемся по дорогам уже в который раз. Да и по другим вопросам то же самое». В итоге Александр Мишарин принял решение поручить региональному кабмину уделить особое внимание Первоуральску и провести отдельное совещание, посвященное дорожным проблемам города.

Ход конем

В прошлом году общественность Первоуральска бурлила, недовольная качеством ремонтов дорог. На страницах «Городских вестей» идейный вдохновитель процесса контроля за работой дорожников Дмитрий Логиновских обвинял тогдашних руководителей УЖКХиС и МПО ЖКХ Александра и Николая Макаровых в неадекватных действиях и ставил в пример первоуральское дорожное строительное управление под руководством Эдуарда Геворкяна, которое выиграло конкурс («Городские вести» №37 от 15.10.2009). По словам Дмитрия Михайловича, работа ДСУ его вполне удовлетворила, претензий практически не было. Между тем, если сегодня посмотреть на результат работы этой компании, например, на улице Ленина, где после сильных дождей дорожное полотно просто вспучило, становится понятно, что претензии должны были быть, и немалые.

Тогда бывший начальник УЖКХиС Александр Макаров предположил, что, безоговорочно принимая качество работ ДСУ, общественники преследуют какие-то свои интересы. Ведь первоуральскому истеблишменту уже известен рецепт, как успокоить недовольный народ. Достаточно привлечь на свою сторону лидеров общественных организаций. Вспомним историю с началом строительства на территории Новотрубного завода ЭСПК. Все волнения закончились, как только новотрубники подписали протокол с лидерами общественных организаций, согласно которому последним предоставили право контролировать ход строительства. Исполняется ли это соглашение сегодня — неизвестно, но цель достигнута: ЭСПК практически готов к запуску.

В этом году ход конем сделала администрация — привлекла к контролю за ремонтами общественников, которые и в прошлом году измеряли ямы с рулетками. Рабочую группу по мониторингу дорожных работ (группа состоит из членов общественного совета при горадминистрации)  и возглавил Дмитрий Логиновских. Об этом на последнем аппаратном совещании бодро отчитывался начальник УЖКХиС Сергей Фоминых:

— Работы начаты, находятся под ежедневным контролем, в том числе и общественной палаты. Производим фотографирование — курируем, что было, что делают, в процессе работы и по окончании. Все работы будут приняты.

Деньги уложат на скалу

Когда ремонтировали улицу Вайнера в последний раз, навряд ли уже кто помнит. Всерьез о ее восстановлении заговорили лишь в прошлом году. Тогда устами бывшего начальника УЖКХиС Михаила Лиходумова была озвучена сумма, которую планировалось потратить на реконструкцию улицы. Деньги для Первоуральска большие — 97 млн рублей («Городские вести» №10 от 09.03.2009). После этого сумма неоднократно корректировалась в сторону уменьшения — 70, 54 млн… В результате деньги в город пришли, а освоить их городская администрация не смогла. В итоге миллионы вернулись обратно в область.

Несмотря на прошлогоднее фиаско, в этом году Вайнера все-таки отремонтируют. Только вот таких больших деньжищ, как в 2009 году, на ее приведение в порядок уже нет, а, соответственно, и нет обещанного широкомасштабного ремонта. Область готова дать лишь 14,3 млн рублей, да город еще 10,3 млн выделяет: итого почти 25 млн рублей, что в два раза меньше, чем самая ужатая смета на ремонт многострадальной улицы, которая и уложилась в последние 54 млн рублей.

По словам Дмитрия Логиновских, уже есть техзадание, согласно которому уровень ремонта на Вайнера должен соответствовать тому, что сделали три года назад на Емлина:

— С точки зрения объема работ, на моей памяти это третья улица после Космонавтов и Емлина, которую так масштабно ремонтируют. Планируется замена дорожного полотна и укладка асфальта в два слоя. Объем, который там будет уложен, порядка тысячи тонн, толщина покрытия составит 19 см. Это соответствует европейским нормам, где указано, что толщина асфальта должна быть не менее 18 см. На все эти работы дается гарантия не менее трех лет.

Существенная деталь — монолитные бетонные плиты, уложенные на Вайнера под асфальтом, убираться не будут. А, по мнению специалистов в части дорожного строительства, укладывать асфальт на бетон — то же самое, что смешивать масло и пластилин — держаться не будет.

— При строительстве этой дороги бетон лился прямо на подстилающие слои, — говорит Дмитрий Логиновских. — В ходе нынешних ремонтных работ какой-то слой бетона, скорее всего, будет срезан, и восстанавливать его, наверно, не будут. Но нельзя забывать, что те подстилающие слои, которые там уже есть, за время утрамбовались, сейчас они лежат практически на скале и, думаю, что дорогу смогут удержать.

Все под контролем

Дмитрий Логиновских уверяет — с мнением его рабочей группы администрация считается всерьез. Так, руководитель группы мониторинга вспомнил недавний ремонт дорожного покрытия на плотине Нижнего пруда, где подрядчик «Свердловскавтодор» проявил себя не с самой лучшей стороны.

— При проверке сделанной работы было обнаружено, что фрезерование осуществили с нарушением техзадания на два сантиметра и, несмотря на это, закатали новый асфальт, — вспоминает руководитель группы по мониторингу. — О нарушении было тут же сообщено специалисту УЖКХ, от которого информация дошла до самого главы. В итоге тогда «сверху» позвонили мастеру участка и сказали, что с таким подходом ему придется все сфрезеровывать обратно. После этого мастер примчался на плотину и попытался нас убедить в том, что, несмотря на два недосфрезерованных сантиметра асфальта, работа была выполнена качественно. Мы же в свою очередь постарались его убедить, что объем работ не совсем верно выполнен, в связи с чем необходимо недостающий объем распределить на те ямки, которые не вошли в карту ремонтов, но, тем не менее, существуют на дороге. Причем заделать их с применением струйно-инъекционной технологии. Мастер «Свердловскавтодора» с этим согласился, они пригнали машину и всю оставшуюся площадь плотины доделали, кроме двух ям, которые этой машиной не залить.

После инцидента на плотине эта организация взяла субподряд на ремонт 600 квадратных метров на улице Ватутина, но там уже все прошло «без сучка, без задоринки». Как отметил Логиновских, он сам был искренне удивлен тому, как дорожники отработали отведенный им объем. Хотя не скрывает, что, возможно, так получилось в силу постоянного присутствия рядом представителя группы по мониторингу.

КОММЕНТАРИИ

Дороги могут стоять

Дмитрий Логиновских, общественный контролер:

— Я занимаюсь вопросом дорог в Первоуральске не первый год. Знаю все СНИПы и ГОСТы, тем более, что они не менялись аж с 1997 года. Поэтому уверен, что при должном регулярном обслуживании и денежном вливании отремонтированные дороги могут стоять не один год. Но ни того, ни другого в Первоуральске не делается, соответственно, и результат налицо — дорог нет, а их ремонты выливаются в многомиллионные суммы.

Я не знаю, кто делал техзадание на этот год, не знаю, кто планировал финансы, но МПО ЖКХ в принципе не способно с этой работой справляться — у них есть только один каток, который предназначен для грунта, и виброплита, которой можно заделывать ямы.

То же самое и с финансами: почему-то из 6,5 млн рублей им на содержание дорог выделено всего 140 тысяч рублей, все остальное — это подрезка кустарников, кронирование деревьев, уборка мусора и 2,5 млн рублей на противогололедные мероприятия, вывоз и очистку от снега. В чем тут причина — я не знаю и, наверно, никогда не узнаю, — разводит руками общественник.

На Вайнера сделают текущий ремонт

Константин Болышев, замглавы по благоустройству и строительству:

— Помимо выполненных по контракту ремонта городской плотины, который составил 425 тыс. рублей, и еще по весне отремонтированного участка дороги по проспекту Ильича, сейчас реализуется муниципальный контракт, стоимостью 6,2 млн рублей, заключенный с ПСО «Жасмин». Помимо этого, подана заявка в Думу на рассмотрение вопроса о выделении дополнительно к этим средствам еще 6,2 млн рублей. Замечания вызывает состояние улиц III Интернационала, Чкалова, Гагарина и правая сторона Московского тракта.

Размещен тендер на ремонт областной части улицы Вайнера на сумму 14 млн рублей. В настоящее время на сайте администрации размещена информация о ремонте муниципальной части Вайнера на сумму 10,3 млн рублей. На эти деньги будет заменено дорожное полотно, установлен бордюрный камень и отремонтированы колодцы. Бетон, к сожалению, убрать не получится. Это будет текущий ремонт.

По итогам года мы должны выйти на достаточно серьезный объем работ, который будет не меньше, чем в 2008 году.

«Мы доходили до абсурда»

Максим Федоров, мэр Первоуральска:

— 50 млн никто не потерял, они ушли в Екатеринбург, так как изначально были туда нацелены. Почему нам не изменили, хотя могли изменить эту формулировку — на реконструкцию? Все прекрасно знали, что у нас есть смета на капремонт. Но возникла сумма, которая пришла на реконструкцию, хотя из федерального бюджета сумма пришла на капитальный ремонт. И вот пошла эта чехарда. Мы отправили госпоже Кожевниковой (начальник Управления госэкспертизы — ред.) документы,  что-то там исправили, ну,  понятно, что это филькина грамота, никто не сможет сделать за месяц проект на реконструкцию. В августе Кожевникова клятвенно обещала в сентябре дать нам результат, причем никаких дополнительных материалов для того, чтобы мы догадались, что будет отрицательное заключение, не было. Прошел сентябрь, октябрь, потом она ушла в отпуск, этим вопросом никто не занимался. И только в январе мы получили отрицательную экспертизу. То, что это была игра, было понятно с самого начала. В какой-то момент мы до абсурда даже доходили — эти деньги держали, потому что нам говорили: вы сегодня деньги уберете, завтра мы с вас деньги снимем, потому что у вас не будет средств на подтверждение этого финансирования. Мы в 2009 году запороли ремонт наших дорог из-за того, что деньги держали под софинасирование. В 2010 году я сразу сказал — никаких денег под это софинасирование мы больше держать не будем. Когда весь этот сыр-бор начался, мы встретились со Швиндтом (министр транспорта и дорожного хозяйства — ред.) и убедили его, что областные дороги в городе есть, в том числе и улица Вайнера, они согласились. Правда, сказали — но там и ваш кусок есть. Хотя этот кусок тоже их. Но мы уж спорить не стали, сказали, да, это наш, только дайте денег, и мы отремонтируем. Последний раз сумма областного участия в ремонте изменилась с 27 на 14 млн. Нам-то все равно, лишь бы качественно была сделана работа.

Авторы: Ольга ВЕРТЛЮГОВА, Александр ПЕРМИНОВ