29-й сезон «Вариант» открыл премьерой «Любовь и голуби»

У некоторых актеров случилось стопроцентное попадание в знакомый образ.

«Ух ты, ёшкин кот!»

15 октября муниципальный театр драмы «Вариант» открыл новый театральный сезон. 29-й по счету и первый, который он открывает без отца-основателя, бывшего бессменного главного режиссера и художественного руководителя Сергея Губаря, ныне находящегося на заслуженном отдыхе.

Юрий Крылов не любит риска

Весь летний период, порою в ущерб гастрольному графику, в «Варианте» шла работа над оригинальным сценическим проектом «Новая драма. Творческая лаборатория: поиск счастья». Автор проекта и режиссер Эдуард Шахов попытался объединить в сценический триптих пьесы драматургов «новой волны» — россиянина Вячеслава Дурненкова, русскоговорящей одесситки Анны Яблонской и ирландца Мартина МакДонаха, штатного драматурга Королевского национального театра в Лондоне.

Проект обещал стать театральным открытием российского масштаба. В августе, во время пресс-показа, глядя, как на сцене духовно перерождаются актеры, где-то внутри засвербила гордость за «родные театральные пенаты».

Но вместо обещанного и широко разрекламированного проекта свой 29-й сезон «Вариант» открыл старой пьесой советского комедиографа Гуркина «Любовь и голуби», по которой в середине 80-х режиссер Меньшов снял свой одноименный киношедевр.

Новый директор театра Юрий Крылов так объяснил неожиданную для многих сценическую метаморфозу:

— Для себя решил, что не буду рисковать и открою сезон другим спектаклем. А в январе 2011-го мы вплотную приступим к реализации проекта.

Только будут ли на тот момент свободны автор проекта и режиссер Шахов, кстати, востребованный не только в родной Уфе, и художник Яговитин из Екатеринбурга, делающий эскизы для декораций?

Прощание с «Матерым»?

Вернемся к премьере «Любовь и голуби». На гарнир к ней был подан плохо срежиссированный «капустник» из сценок разного калибра и достоинства на тему «Кто в лес, кто по дрова». Среди прочих, между прочим, была одна, прелюбопытнейшая: сильно простуженный режиссер (берет, шарфик вокруг горла, кружка с горячим напитком), в котором явно угадывается бывший бессменный главреж, репетирует свою «лебединую песню» — нетленный шедевр великого драматурга. Выходят актеры, занятые в том спектакле, и начинают изображать пошлые пародии на собственных персонажей. Знакомый с репертуаром театра зритель соображает, что это: заклание классики, пляски на костях, прощание с «Матерым»? Отряхнем прах с наших ног и вперед — в светлое театральное будущее? Только так не бывает: театр традициями силен и жив будет!

Чтобы артисты на премьере «не сели в лужу» — режиссер Плохов во время «капустника» усаживается за них в таз с водой. Непонятно зачем, репризу еще раз дублирует пока не утвержденный новый главреж театра.

На премьере «сесть в лужу» не получилось, а в «капустнике» маленько «обмочились».

Попали в знакомый образ … как в яблочко

Судя по реакции зрителей, режиссеру Дмитрию Плохову удалось максимально точно воспроизвести меньшовский киношедевр на сцене. Сам режиссер так определил свою сверхзадачу:

— В череде будней порою не замечаешь свое семейное счастье — то, к чему стремится главный герой Вася Кузякин. Он пытался найти его за тридевять земель, а счастье-то — вот оно рядом.

У некоторых актеров случилось стопроцентное попадание в знакомый образ.

Актриса Екатерина Ряписова относится к тому же психофизиотипу, что и хрестоматийная исполнительница роли Нади Кузякиной — Нина Дорошина из московского театра «Современник». Поэтому отличий между ними найти практически невозможно.

Попал, что называется, «в яблочко» и актер Сергей Дубовиков (Вася Кузякин), обладающий, к тому же, природной склонностью к имитации. Почти филигранно воспроизводит он интонации Александра Михайлова. Даже кроткое выражение голубых михайловских глаз сумел в точности передать. Зрители в некоторой степени обескуражены были: так кто же перед ними — Михайлов или Дубовиков?

Актриса Наталья Катаева, исполнительница роли курортной разлучницы Раисы Захаровны, попасть «в Гурченко» и не пыталась даже. У неувядающей примадонны советского экрана слишком яркая и слишком индивидуальная палитра выразительных средств, копировать которую бесполезно.

Только Гурченко играет даму бальзаковского возраста с судьбой. А у Катаевой дама есть, судьбы — нет. Да и роли, собственно, не получилось, хотя Катаева в «Варианте» — одна из самых ярких актрис. Вместо знойной «кадровички» Раисы Захаровны получился схематичный образ в абсолютно не решенном сценическом пространстве. По части обустройства сцены в спектакле — сплошь «белые пятна». В смысле, необжитое пространство. Как в тундре. К примеру, мостки через оркестровую яму перекинули, а пройтись по ним забыли.

Несмотря на то, что истосковавшийся по премьерам зритель в целом тепло принимал спектакль, как-то не хотелось бы, чтобы в преддверии 30-го, юбилейного, сезона репертуар муниципального театра состоял из «переводных картинок» с советских и российских кинохитов. Так и на «Кавказскую пленницу» можно замахнуться, и на «Руку бриллиантовую» и на «Иван-Васильича». После Гайдая можно на Рязанова, к примеру, или на Данелия.

Чем тебе не «Большая разница»? Но, как известно, свой путь в искусстве, хоть шишек и много набивает, но тем вдвойне ценен.

«Вариант» свой вариант знает

На премьере присутствовал екатеринбургский актер и режиссер Александр Фукалов. Он ставит в «Варианте» следующую, ноябрьскую, премьеру — женскую комедию из американской жизни по пьесе известного комедиографа Нила Саймона — и своих будущих исполнительниц, можно сказать, впервые увидел в действии.

По определению самого режиссера, это будет веселый азартный спектакль с элементами размышления, о том, как поступить женщине в непростой для нее жизненной ситуации.

Понятно, что мнение Александра Фукалова о первой встрече с труппой на сцене особенно интриговало:

— Каждый театр выбирает тот материал, который понимает, как сделать, когда он понимает, для кого работает. Судя по реакции зрителей, ваш «Вариант» свой вариант знает. Знает своего зрителя, знает, что вызовет наибольший отклик. Я сам сидел в зале, успел и поплакать, и посмеяться. Добрый, хороший спектакль…

КОММЕНТАРИЙ

Может и не зря?

Татьяна Стрежнева, член правления и член секции критиков свердловского областного отделения Союза театральных деятелей (СТД) РФ:

— Чувствуется, что театр соскучился по работе. Может быть, и не зря он выбрал народную комедию. И получил те зрительские аплодисменты, ту симпатию, с которой публика встречает этот спектакль и любимых артистов …