Чтобы убрать крупногабаритный мусор, придется повысить тарифы

Свалку на проспекте Космонавтов не могут ликвидировать уже несколько лет

Санитарное содержание городской территорий по-прежнему остается одной из наиболее острых проблем. Коммунальщики не справляются с уборкой крупногабаритных отходов.

Каждому, кто сталкивался с ремонтом квартиры, заменой мебели или с покупкой бытовой техники, отлично знакомо такое понятие как крупногабаритные отходы (КГО). В такой тип отходов входит огромное количество наименований: отжившие свое холодильники и стиральные машины, ненужная мебель — шкафы, кровати, комоды, предметы интерьера — оконные рамы, двери и многое, многое другое.

КГО в контейнер не выбросишь. Их необходимо собрать на специальной площадке, скомпоновать, загрузить в специализированную машину и затем вывезти на официальный полигон для последующей утилизации.

На первый взгляд, технология вывоза таких отходов проста, но почему-­то именно с вывозом крупногабарита в Первоуральске возникают проблемы. Порой складывается впечатление, что этот вид отходов вообще не вывозится с площадок для сбора мусора.

Почему так происходит, и как снять существующую проблему? С этими вопросами мы обратились к директору ООО «Чистюля» Радику Хисамутдинову.

Всему виной менталитет и тарифы

— Радик Юсупович, почему скапливаются крупногабаритные отходы?

— Если брать конкретно по моему предприятию — «Чистюле», то у нас с каждой управляющей компанией существует приложение к договору, где конкретно указано, что вывоз крупногабарита осуществляется по графику. Этот график есть для 80% городских УК, с которыми у нас действуют договорные отношения. Там четко указано, откуда и в какой день вывозится крупногабарит.

Мы сами, и по нашей просьбе управляющие компании, в письменной форме оповещаем жителей о том, что, допустим, в среду и в четверг с вашего жилфонда будет организован еженедельный вывоз КГО. Но, к сожалению, у населения такой менталитет, что к написанной информации оно относится с пренебрежением. Поэтому крупногабарит выносят на площадку в любой день недели. Стоит нам только убрать его с площадки, на следующий день там уже завал, и ощущение такое, что никто эти КГО не вывозил.

Возможно, уровень жизни населения повысился, и та норма накопления, которая положена в среднем по году, уже устарела, и ее надо пересматривать. У нас получается 1,5 кубометра ТБО в год. И всего 0,13 кубометра КГО с одного жителя в год. Это априори неверно, потому что на некоторые городские площадки крупногабарит везут «ГАЗелями» из всех близлежащих поселков.

Подливают масла в огонь и недобросовестные предприниматели — владельцы небольших магазинов. У них у всех есть договоры на вывоз 0,5 куба в месяц, но они предпочитают сваливать деревянную и картонную тару на площадки общего пользования. Эту проблему надо решать уже совместно с властью.

— Со стороны надзорных органов звучат нарекания в ваш адрес?

— Прокуратура постоянно проверяет деятельность УК, в частности «Дома плюс» и «Уюта», ни одного акта в отношении компании «Чистюля» по вывозу КГО нет. Нам высказаны только претензии.

История вопроса

Цех по утилизации крупногабаритного мусора будет создан на первоуральском полигоне по переработке твердых бытовых отходов. Цех будет перерабатывать вышедшую из строя бытовую технику и мебель. Средства на эти цели будут выделены из городского экологического фонда. Окончательную переработку отходов всех видов планируется начать в Первоуральске в 2007 году.

Новости Инвестиционного портала Свердловской области 2007 г.

 

КГО — забота общая

— А что вы предпринимаете самостоятельно, без участия власти, для того, чтобы снять существующую проблему?

— Наше предприятие сейчас ведет переговоры с одной из екатеринбургских фирм об изготовлении закрытой площадки для накопления КГО, чтобы хоть как-то внешне окультурить временное складирование в жилой зоне. Это будет эксперимент. Мы хотим такую площадку поставить возле мемориала памяти воинам интернационалистам на улице Ватутина. Здесь самое просматриваемое место и сюда, почему-то, везут отовсюду весь крупнограбарит, включая строительные отходы.

Еще мы приобрели 45-кубовый металловоз. Это фискар, который сам себя загружает и сам вывозит. Если раньше три грейфера и четыре КамАЗа проходили Талицу и Магнитку за два дня, то фискар делает эту работу в течение половины дня.

Хочу заметить, на сегодняшний день «Чистюля» — единственная организация, которая имеет необходимый объем техники для уборки крупногабарита и несанкционированных свалок на всей территории города и сельских территориальных управлений.

— Вы не думали о создании бесплатных магазинов, по подобию Европы, где люди могли бы просто обмениваться старыми вещами?

— Конечно, в какой-то степени подобные магазины решили бы проблему крупногабарита. Мы, как перевозчики, заинтересованы в том, чтобы централизовать эту систему. Но, пока это невозможно. Мы входим в ассоциацию «Экологически ответственных предприятий Урала». К примеру, мне предлагают, давайте на Первоуральске попробуем раздельный сбор. Конечно, попробовать можно. Но это можно сделать только совместными усилиями УК и перевозчиков. На сегодняшний день управляющие компании от сбора КГО самоустранились. Они говорят: вы перевозчики, вам платят по тарифу и это ваша забота. Хотя это забота и УК тоже.

 

Грамотно вывез, грамотно утилизируй

— Какие проблемы возникают с утилизацией КГО?

— Завод ТБО сегодня фактически не принимает крупногабаритный  мусор. «Стальмаркет» — единственная организация, которая берет КГО на утилизацию, периодически присылает нам письма с отказом о приемке крупногабарита в связи с завалом площадки полигона. И вся схема работы с данным видом отходов сразу рушится. Ревда принимает только ТБО, Екатеринбург КГО тоже не берет. Везти надо аж в сторону Камышлова. С этим надо что-то делать, не сегодня — завтра, наш полигон закроется, и нам некуда будет вывозить крупногабарит.

Тарифы — забота УК

Юрий Попов, директор «Горхоза»:

— Утверждение новых тарифов на вывоз КГО — это забота управляющих компаний. Они должны выйти к Комитету экономики с обоснованным предложением об изменении нормы накопления и тарифа соответственно. Когда они сумеют доказать с цифрами в руках необходимость повышения тарифа, только тогда Комитет экономики выйдет с этим предложением к депутатам городской Думы. Иного способа повлиять на своевременность вывоза КГО у Администрации нет, так как это зависит от договорных отношений УК и перевозчиков. Управляющие компании могут оплачивать их труд, только исходя из утвержденного тарифа. Предложить внести изменения в тариф УК смогут в конце текущего года.

КГО — в крошку и в карьер

Александр Калинин, директор МУП «Завод ТБО»:

— Идет работа по передаче Сажинского карьера, который находится непосредственно за забором завода ТБО. Уже вышли на финальную стадию. В ближайшее время этот карьер будет принадлежать заводу. И тогда можно будет решать вопрос КГО — грамотно складировать в карьере и впоследствии утилизировать. Опасности, что от КГО вредные вещества уйдут в подземные воды, нет. В районе Сажинского карьера, по последним данным, 18­метровая глиняная прослойка, поэтому ничего просочиться в принципе не может.  Карьер занимает площадь четыре гектара, то есть мы довольно долгий промежуток времени можем складировать там весь городской крупногабарит. А в планах у нас установка дробильной техники, которая будет измельчать эти отходы. После этого, естественно, нагрузка на карьер уменьшится. Завалов уже не будет, будет просто крошка.

У муниципалов ничего не получится

Радик Хисамутдинов, директор ООО «Чистюля»:

— Если завод ТБО останется муниципальным, то площадки, соответствующей правилам хранения КГО и складирования остатков «хвостов» предприятия, не будет никогда. Нужен договор концессии, чтобы туда пришел инвестор и вложил в завод деньги. Он их сможет вернуть. Ведь существует защищенный в РЭКе тариф, и когда мы возим на полигон, то оплачиваем каждый куб, здесь будет то же самое. Мы уже подготовили к договору концессии свое предложение. В питерской организации «Спецтранс», с которой мы сотрудничаем, разработана система дробления КГО и дальнейшее брикетирование крошки. У них на заводе крупногабарита, как такового, нет. Все уходит в котельную, которая обогревает предприятие. В котельной осуществляется пиролиз. Учеными уже доказано, что ни грамма вредных веществ от сжигания брикетированных КГО при использовании таких печей в воздух не попадает.