Мест на городском кладбище нет

А это значит, что с новой остротой встала проблема захоронения усопших. Вопрос для Первоуральска не новый. Еще в 2005 году городскому кладбищу присваивали статус «закрытого», с тех пор и ведется разговор о новом погосте. В течение последних лет кладбище насколько возможно расширяли, расчищали под могилы свалки, существовала даже нелегальная практика бронирования мест. Сегодня горожан призывают хоронить усопших в поселке Билимбай и на кладбище в Ново­Талице.

Городское кладбище закрывают не в первый раз. Оно занимает 55 гектаров территории, и найти здесь можно захоронения аж 30­х годов ХХ века.

На восемь лет хватит

Конечно, как гласит печальная поговорка, «никто еще наверху не остался», но достойное погребение — проблема для города серьезная.

— Вопрос, действительно, с бородой, — говорит Сергей Чивилев, директор МУП «Ритуал». — Ситуация сложная, поскольку городское кладбище не выдерживает нормативов захоронения. Я считаю, что Администрация приняла правильное решение, закрыв его — дальше уже некуда.

Ворота городского кладбища закрылись после подписания главой соответствующего постановления. Теперь здесь разрешены только родственные захоронения, то есть погребение на одном участке земли с ранее умершим супругом или иными близкими родственниками. Земля в таком случае предоставляется бесплатно, но при строгом соблюдении санитарных и экологических требований. Если родственное захоронение произвести невозможно, то выбор у первоуральцев остается невелик: либо кладбище Билимбая, что в пятнадцати километрах от города, либо погост поселка Ново­Талица.

Однако и эти погосты, признаются чиновники, имеют свои пределы. По словам Сергея Александровича, погоста в Билимбае должно хватить на восемь лет, в Ново­Талице — года на два с учетом его расширения.

— Сегодня Администрация города изыскала возможность расширить Талицкое кладбище ориентировочно на 1,2 гектара, — отмечает Сергей Чивилев. — Буквально на днях я выезжаю на территорию, чтобы определить направление развития. Единственное, что плохо — там скала, но у нас при помощи Администрации закуплена специальная техника, поэтому работать можно.

Билимбаевское кладбище ритуальщики рассматривают, в том числе, и как резервное — для захоронения безродных.

— Таких людей у нас по году от 120 до 150, — комментирует Сергей Александрович. — Кладбище в Билимбае будет поделено, там мы планируем организовать Аллею славы, отдельно будет мусульманское кладбище.

При этом чиновники хотят отказаться от оградок. К этому подталкивает ситуация на городском кладбище, где сегодня с трудом можно пройти между могилами.

Новое будет, но где?

Параллельно в городе идет работа над подготовкой участка земли для нового кладбища. Обсуждается два потенциальных места — район горы Барсучьей и территория за газопроводом высокого давления «Бухара Урал» (выше ныне существующего кладбища). Новое кладбище, по оценке Администрации, будет рассчитано на 20­25 лет.

— Мы практически каждую неделю совещаемся по этому вопросу, — рассказывает Сергей Чивилев. — По Барсучьей горке существует даже проект, но он уже устарел и не соответствует нормам земельного законодательства. Поэтому все работы необходимо проводить сначала. По весне мы провели геодезические и геологические изыскания за Бухарой Урал. Согласно результатам, грунтовая вода там находится более чем на 3 метрах, поэтому захоронения производить также можно. После того, как мы определимся с участком, его надо будет отмежевать.

И только затем специалисты займутся разработкой проектно­сметной документации, получением госэкспертизы, планировкой. По словам Сергея Александровича, проект нового кладбища может появиться уже к концу следующего года.

— А там, по большому счету, останется установить забор, возвести хозяйственные постройки, наладить дорожное сообщение, — говорит он. — Я считаю, что сегодня мы двигаемся быстро, Администрация многое делает для решения вопроса.

О навигации

Сегодня «Ритуал» намерен создать электронную версию городского кладбища для того, чтобы любой человек мог найти могилу своего родственника или друга, а также увидеть путь к ней.

— Такая идея родилась еще в прошлом году, — говорит Сергей Александрович. — Надеюсь, что в этом и следующем году нам удастся ее реализовать. По стоимости — это 3 рубля на одну могилу. Инвентаризацию кладбища будут проводить специалисты. Сейчас захоронения регистрируются в журналах, в электронной версии это будет более цивилизованно.