Жители новостройки по Емлина не имеют права там жить

Владельцы квартир в новостройке, торжественная сдача которой состоялась еще в октябре прошлого года, до сих пор не имеют права собственности и опасаются, что застройщик откажется от исполнения гарантийных обязательств.

Пока инвестор и застройщик выясняют отношения, жильцы дома №23 по ул. Емлина остаются то без воды, то без отопления, устраняя неполадки за свой счет.

Еще бы из Нью­-Йорка пригнали

Для владельцев квартир в доме №23 по улице Емлина новогодним «подарком» стало отключение холодной воды.

— Узнали об этом мы обычным способом — открыв кран, — шутит Роман Черненко, владелец квартиры в злополучной шестнадцатиэтажке.

Этому событию предшествовала течь в подвале дома. Случайно оказавшийся поблизости представитель застройщика установил, что прорвало подводящие коммуникации, после чего перекрыл вентиль и исчез.

— Мы четыре дня ждали, когда начнут хоть что-­то делать. Нам надоело таскать на себе воду, потому что лифты не работают, — возмущается другой житель дома Евгений Егоров. — Сами договорились с сантехниками, собрали деньги и вызвали экскаватор. В течение двух дней мы залатали все трубы. А когда начали копать, у нас еще и электричество отключили.

Пока жильцы дома боролись с навалившимися на них коммунальными бедами, выяснилось еще одно скверное обстоятельство — управляющая компания, с которой застройщик «Главсредуралстрой» заключил договор, находится в Екатеринбурге.

— Эта УК не в силах нам помочь. Может быть, застройщику надо было быстро сдать дом, может быть, ему было так удобнее. Но нам это очень неудобно, еще бы из Нью­Йорка пригнали, — недоумевает Роман Черненко. — Сегодня, в общем­-то, сложился парадокс — дом новый, почему тогда прорывает трубу? Есть пятилетняя гарантия, почему тогда никто не несет по ней обязательств? Все пока делается за счет ресурсов людей, которые проживают в доме, и которым небезразлична эта ситуация.

Из городских никто не захотел

Владимир Васильченко, директор екатеринбургской управляющей компании ЖКУ, обслуживающей дом №23 по Емлина, тоже недоволен развитием событий вокруг новостройки. Из­за отсутствия у жильцов дома документов на право собственности, его компания не может заключить с ЕРЦ договор на начисление платежей за коммунальные услуги.

— Все договоры с поставщиками ресурса на мне. Я плачу, а жильцы не платят, — негодует Васильченко. — Что же касается отключения электроэнергии, то это был технический момент. Застройщик расторг договор на поставку ресурса, а УК в связи с праздниками не успела его перезаключить.

Несмотря на данное ему законом право управлять новостройкой в течение года, директор УК ЖКУ, в общем­-то, не против, если жильцы уже сейчас выберут нового коммунального управленца, потому что оплачивать издержки по содержанию новостройки ему не хочется.

— Но, насколько мне известно, ни одна городская управляющая компания не пожелала подписать пакет документов, предложенный застройщиком, — говорит директор ЖКУ.

Мне от них уже ничего не нужно

Строительство дома №23 по Емлина должны были завершить еще в 2007 году, но не успели, а нагрянувший в 2008­м кризис отодвинул ввод дома в эксплуатацию на целых четыре года. Кое­кто из пайщиков этого строительства, отчаявшись, даже пытался забрать свои деньги, но безрезультатно.

— Мне их не отдавали. Предлагали участки в Екатеринбурге, но с доплатой. Я сказал, что ни копейки доплачивать не буду, — рассказывает Евгений Егоров.

В сентябре Егорову позвонили от застройщика и сообщили, что состоится приемка дома комиссией, после чего ему выдадут ключи.

— Я здесь был. Приезжало высокое руководство из Екатеринбурга. Перерезали красную ленточку. Показали всем, что долгострой успешно завершен. Все хорошо. Можно вселяться. Выдали кому­то ключи, по телевизору показали и обо всем забыли, — усмехнулся Евгений. — Я сделал в квартире ремонт и заехал. Мне жить больше негде. Мне лично уже ничего не нужно, кроме документов на квартиру.

Остальным владельцам квартир ключи стали выдавать только в конце прошлого года, потому что реальная сдача дома состоялась 26 декабря. Ключами сейчас ведает не застройщик — «Главсредуралстрой», а инвестор строительства — «Жилдорипотека». Причем «Жилдорипотека» на данный момент называет себя лишь посредником между собственниками и застройщиком, поэтому документов, подтверждающих право собственности, владельцам квартир не выдает.

Мы уже год пинаем застройщика

У представителей «Жилдорипотеки» свой взгляд на сложившуюся ситуацию. Для них строительство этого дома стало настоящей головной болью.

— Мы целый год потратили на то, чтобы пинками заставить застройщика завершить этот долгострой, — объясняет начальник отдела строительства Марина Корсакова. — Для этого мы подключили правительство области. Вложили в стройку дополнительные средства, остались без прибыли. Нам удалось достроить дом, но пока все права по управлению им принадлежат застройщику, наша роль на сегодняшний день — это роль денежного мешка, из которого финансировалось строительство.

Взаимоотношения инвестора с застройщиком и сейчас остаются довольно сложными. Многие вопросы, на решение которых хватило бы одного дня, решаются неделями. Тем не менее процесс передачи объекта в собственность инвестора начался и в ближайшие два месяца должен завершиться.

— Затем мы будем выдавать собственникам ключи вместе со свидетельством на право собственности. Это огромная работа, она займет еще минимум два месяца, а максимум — несколько лет, — продолжила свои объяснения Корсакова. — Сейчас те, кто проживает в доме, не имеют права там жить — у них на руках нет свидетельств. Ключи им предоставили отделочники, которые работали на этом доме, значит в том, что люди вселились в дом без документов, тоже вина застройщика.

Несмотря на эти обстоятельства, «Жилдорипотека» не устраняется от решения коммунальных проблем «нелегальных» жильцов.

— Руководство управляющей компании, нанятой застройщиком, ведет себя очень странно. Когда отключили электроэнергию за долги, мы готовы были за счет своих средств покрыть задолженность. Но никого из руководства УК не оказалось на месте, — удивляется Корсакова. — Они все были в отпуске, а дом в это время стоял без электроэнергии.

Свои обязательства выполним

Исполнительный директор «Главсредурал­строя» Вадим Лукач считает, что на данный момент ситуация находится под контролем. Сложные времена для компании­застройщика закончились. Угроза банкротства миновала, а значит, по поводу выполнения строительной фирмой гарантийных обязательств собственникам квартир в злополучном доме переживать не стоит.

— Сейчас в компании введена процедура внешнего управления. Но на сегодняшний день с кредиторами подписано соглашение о прекращении этой процедуры с февраля. Угрозы банкротства нет, и взятые нами обязательства по пятилетней гарантии мы будем исполнять, — утверждает Лукач. — С «Жилдорипотекой» все разногласия тоже решены.

Более того, руководство «Главсредурал­строя» готово пойти с жильцами дома на диалог о смене управляющей компании. А вот в вопросе возвращения собственникам квартир средств, потраченных на ремонт неисправных трубопроводов, существует одна загвоздка.

— Что касается порыва трубопроводов, то нам необходимо ознакомиться с документами о проделанной работе. Обосновать, что эти работы были необходимы, только после этого мы сможем рассмотреть вопрос о компенсации расходов жильцов. Это связано с тем, что происходит много злоупотреблений, — пожаловался Вадим Лукач.

Без разницы, откуда УК

Ситуация находится и на контроле администрации города. Как сообщил нам замглавы по ЖКХ Сергей Куртюков, в настоящее время решается вопрос о сроках и условиях проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления данным домом. В конкурсе могут участвовать как первоуральские, так и екатеринбургские компании.

— Место регистрации управляющей организации в качестве юридического лица не отражается на обслуживании дома, — считает Сергей Владимирович. — Управляющие компании, зарегистрированные в Екатеринбурге, имеют в нашем городе филиалы ­представительства и штат сотрудников. Сегодня в Первоуральске четыре многоквартирных новостройки выбрали, например, екатеринбургскую УК «Актив-Строй». Жалоб со стороны жителей данных домов в администрации не зарегистрировано.