Художник и скульптор Сергей Тарасов призывает любить свой город

Домой к Сергею Тарасову входишь осторожно — боишься что-то задеть, уронить, испортить, да и просто пытаешься рассмотреть все, что попадается на глаза. Ремонта в тесной квартире, что расположилась в старом квартале нашего города, не было давно, да и не к месту он тут. Покосившиеся стеллажи с книгами, необычные вещицы и даже раритеты, ценные в силу своего возраста предметы, живописные полотна и, конечно же, глиняные скульптуры — среди всего этого мы с трудом, но нашли себе место, чтобы немного побеседовать с Сергеем. От метафоричности его работ мы плавно перешли к метаморфозам современного мира.

tarasov

Певучая скульптура в «подводной лодке»

— Я занимаюсь метафоричными вещами, певучими, — говорит Сергей, пока мы осматриваемся по сторонам. — Люблю, когда одна скульптура переходит из одного состояния в другое и мы видим несколько разных образов, ситуаций.

Он берет глиняную фигуру и начинает ее вращать. Пространственные смещения и деформации завораживают.

— Может быть, моя скульптура музыкальна, — продолжает автор. — Я очень люблю джаз. А потому моя работа — это как некий фьюжн.

Сам себя художник называет концептуалистом и аналитиком.

— Аналитик в искусстве — это как математик в науке. Простой учитель алгебры в школе — не есть математик, как и человек, умеющий рисовать — не есть художник. Аналитик — это уже мастер, который воплощает через материал и форму свои идеи. Это тот, кто задает тон развития искусства и требует изучения искусствоведов.

Сергей берет другую скульптура, и та вновь начинает меняться в его руках. Туловище мужчины переходит в тело женщины, появляется некая драматичность и сила. В комнате художника помимо таких метафоричных вещиц на полках стоят и бюсты, и сказочные герои, и просто фантазийные персонажи. Только часть из них отлита в бронзе — недешево это (от 7 до 20 тысяч одна фигурка).

— Это вот уже некая аллегория, — улыбается художник, видя, что нас привлекла несуразная глиняная голова. — Посвящена она лучшему начальнику. Как некий идол карьеризма (смеется): рожа сама за себя говорит.

«Не тесно вам всем тут?» — это первый вопрос, который после небольшой экскурсии хочется задать художнику.

— Конечно, без мастерской неудобно, — улыбается он. — Мы втроем фактически живем в одной комнате. А квартиру нашу между собой давно называем подводной лодкой.

sk

Беженец из соцлагеря

Родился и вырос Сергей в Первоуральске. Учился в школе №32, занимался лыжными гонками и творчеством. После школы Сергей поступает в Свердловское художественное  училище имени Шадра, а затем уезжает в Латвию, продолжая обучение в Риге.

— Шаг в искусство, если можно так выразиться, был совершен на третьем курсе, когда меня пригласили в Бонн работать над скульптурным портретом Михаила Таля, — рассказывает Сергей. — Так всё завязалось. Ну а потом рижские бандиты, рэкет… на этом гребне я уехал в Германию.

Это было начало 90-х. Кто уезжал — для того двери закрывались. В Европе Сергей Тарасов прожил семь лет.

— Невозможно, чтобы все границы были всегда открыты. Но если бы информации тогда было больше, я думаю, люди бы не бежали туда. Потому что все видели золотую клетку, но оказываясь там, понимали, что птички в ней не поют. Ко мне же отношение было трепетное, как к беженцу из соцлагеря — мол, не в Россию же бегут, а к нам! Работала политика. И мне помогали, поощряли, проходили мои выставки, хотя это недешево.

Вернулся на родину Сергей сразу же, как только смог. Сегодня ему 54 года, и он хочет успеть оставить свой след в Первоуральске.

— Живу-то я здесь, — железным голосом говорит он. — Есть проекты в Европе, в Белоруссии, но я очень хочу поучаствовать в жизни родного города — в его обустройстве. Это касается парковой скульптуры, я бы взялся и за историческую скульптуру, ибо город богат на историческое наследие. Вот были бы вы певцом, неужели бы вы не организовали концерт для горожан? Да и не один бы еще! Это естественно.

— Чем больше унижений, тем крепче искусство. Но это не говорит о том, что художник должен всю жизнь ходить в кирзовых сапогах и спать без одеяла. Художник по внутреннему миру и материальному обеспечению должен быть богатым.

Сергей Тарасов

tarasov_2

Не худший в Европе

Но… певец будет петь, если есть сцена, а скульптор сможет творить, если будет рабочее пространство мастерской. Пока у Сергея такого нет. Нет этого в целом у первоуральских, и даже уральских, художников.

— Первоуральск богат на таланты. Но сфера искусства в городе не развивается и не поддерживается. Наша замечательная художественная школа ежегодно выпускает ребят, но им некуда идти, некуда приложить свои умения. В городе один выставочный зал, и тот еле дышит. Искусство в упадке. А ведь есть поразительная статистика — каждый художник убивает 1500 преступников. Художники нужны обществу.

При этом в слове «художник», по мнению Сергея, не должно быть коммерческого налета. И дизайнер может быть художником, если он будет творить, а не просто монтировать имеющийся материал, как это происходит сегодня.

— Но не все бы я отвергал, что пришло к нам с капитализмом. К примеру, мне нравится, когда в Европе при обсуждении покупок муж с женой сходятся на том, чтобы купить свой товар, а не зарубежный — поддержать своих, а не чужих. И смешно, когда наши известные люди едут туда и покупают там яхты, домики, сорят деньгами. Сами они там никому не нужны. Нужны их деньги. Так вы уж лучше где живете создавайте мир и красоту. И начните любить свой город. Первоуральск — не худший в Европе. Его прибрать — дело нехитрое. И начало-то есть. Посмотрите на аллею по Ватутина: взяли кусочек и довели до уровня. Вот когда люди поймут, что жить им здесь, тогда начнет что-то меняться. Тогда и скверы появятся, и газоны будут ровней, чем в Англии.

— Я сомневаюсь, что в городе будут строить новый культурный центр, о котором так много говорят. Это просто замануха, очередная игра с народом. Почему-то все думают, что в провинции живут одни дураки. Это обидно и этого не должно быть. Люди должны поверить в себя и сами создавать свое пространство. Не должно быть стремления уехать в Москву. Это они к нам должны ехать, потому что у нас хорошо. И даже лучше.

Сергей Тарасов

Не хватает мастерской

Сергей Тарасов предлагает властям и бизнесменам задуматься о будущем Первоуральска и начать работать совместно, работать на город, «не тратя деньги впустую».

— В силах чиновников или меценатов предоставить мастерскую. У меня масса идей и предложений, реализовать которые вот тут я просто не могу. Почему бы не сложить усилия? Вот смотрите — это готовая парковая скульптура, — Сергей берет с полки чудного кота. — Взять и увеличить! И глазу приятно, и смысловая нагрузка в виде надписи есть: «Любите животных, они так похожи на нас». А скульптурный портрет как было бы хорошо сделать! Благо есть, кого вспомнить городу.

Сергей Тарасов уверен, если будет дана дорога художникам, они в долгу не останутся. Делать скульптуру на заказ где-то как-то — мероприятие недешевое. Оттого свои таланты и должны цениться. Главный архитектор города как-то сказала: «Первоуральск никогда Парижем не будет».

— Да и не надо! Что за глупость?! — восклицает Тарасов. — Понятно, что архитектуру в центре города не поменять, но зачем ее ломать и уничтожать!? В наших силах сделать Первоуральск Первоуральском.