Англичане любят выпить и похулиганить — считает путешественник Игорь Цалер

Первоуралец Игорь Цалер работает в бортовом журнале «Уральских авиалиний». По работе ему приходится нередко ездить в командировки в разные страны. В конце апреля журналиста пригласили в пресс­-тур, приуроченный к 450-­летию со дня рождения английского писателя Уильяма Шекспира. Игорю удалось побывать в городе Стратфор­д-на­-Эйвоне, где родился и умер великий английский драматург, и в Лондоне, где классик провел свои самые плодотворные годы. Чем удивили журналиста несуетливый Стратфорд и дождливый Лондон — в материале «Городских вестей».

 

Город живет Шекспиром

Стратфорд — маленький старый городок в двух часах езды от Лондона. Именно в этом полусельс­ком английском городе родился легендарный поэт и драматург Уильям Шекспир. Ландшафты, улицы, архитектура здесь сохранили свои очертания с 15 века. В Стратфорде даже есть паб, в котором разливается пиво, рецепт которого известен с 1453 года.

— Если Шекспир оказался бы вновь в своем городе, он без труда нашел бы дорогу до своего семейного гнезда, — рассказывает Игорь Цалер. — Вместе с коллегами мы осмотрели дом Шекспира, где жил его отец — кожевник, где он сам родился. Дом сохранился полностью, его посетители даже могут пройтись по каменному полу, по которому ходил сам Шекспир.

Дом, в котором родился Шекспир Фото предоставлено Игорем Цалером
Дом, в котором родился Шекспир Фото предоставлено Игорем Цалером

Путешественнику удалось посетить Церковь Святой Троицы, где Шекспир и крестился, и женился, здесь же его и отпевали. Ферма, где жили родители жены писателя, Энн Хатауэй, сохранилась в первозданном виде.

Спектакль "Генрих IV" в Шекспировском театре. Фото предоставлено Игорем Цалером
Спектакль «Генрих IV» в Шекспировском театре. Фото предоставлено Игорем Цалером

— В этом месте ты можешь напитаться энергетикой эпохи Тюдоров, это — литературно-­насыщенное место, — продолжает Игорь. — В городе живут приветливые, несуетливые люди, которые на мой вопрос: «Как дойти до вокзала?», просто указывают расстояние в ярдах. Естественно, Шекспир в городе — на каждом шагу, все сувениры — полотенца, магниты, игрушки — с Шекспиром. Все — от мороженого до пива — рекламируется известным земляком.

Там же, в Стратфорде, в XIX веке появился Королевский Шекспировский театр, который ставит и Шекспира, и современных драматургов, и детские спектакли под Рождество. Сцена там выдается прямо в зал, зрители сидят по кругу.

 

Пластиночная культура

По следам Шекспира журналист Игорь Цалер направился из Стратфорда в Лондон.

Фото предоставлено Игорем Цалером
Фото предоставлено Игорем Цалером

— Жил я сначала в прекрасном отеле около Гайд-­парка, а потом переселился в район вокзала Виктория, ночевал в дешевом хостеле. Несколько трехярусных кроватей в одной комнате, одна душевая на всех. Конечно, жить можно, если особо не придираться к условиям. Сложно только, что никакой частной жизни, — вспоминает Игорь. — За пять дней мне удалось обойти весь Лондон. Общественный транспорт бьет по карману, одна поездка стоит порядка двухсот рублей. Особо не поездишь, нужно ходить пешком. Зато большинство музеев в Лондоне — бесплатные.

Первое, что посетил журналист, был театр «Глобус». Путешественник был в театре, который в точности восстановили по старинным описаниям. Даже дубовые доски и планки, поддерживающие конструкцию, изготовлены по технологиям времен Тюдоров. И речной тростник, которым была покрыта крыша теат­ра, сделан из той же древесины, что и была в оригинале.

— В современном театре «Глобус», как и во времена Шекс­пира, нет крыши по центру, но пользоваться зонтиком нельзя, иначе подойдет специальная бабушка, как в любом театре, и попросит убрать. Смотрели мы представление на стоячих местах за пять фунтов — в шекспировские времена нас назвали бы «безнадежной вонючей чернью», — говорит Игорь. — В тот день давали любовную комедию «Много шума из ничего» в необычном антураже: музыка, песни, костюмы — все соответствовало моде XIX века.

Игорь Цалер и фанк-певица Шэрон Джонс Фото предоставлено Игорем Цалером
Игорь Цалер и фанк-певица Шэрон Джонс Фото предоставлено Игорем Цалером

Кроме того, Игорь посетил Британский музей, Наци­ональную галерею, обошел все ключевые места. Видел смену караула у Букингемского дворца, заходил в крепость Тауэр.

— В Британском музее, вход в который бесплатный, есть вообще все, что может рассказать хоть что­-то о человеческой цивилизации. Лондон — одна из музыкальных столиц, поэтому после исторических мест я бродил по музыкальным магазинам. В одном из таких я попал на концерт американской фанк-­певицы Шэрон Джонс. Просто пришел в магазин и неожиданно оказался на концерте. Купил сингл и заодно подписал его, — продолжает Цалер. — В Англии, к тому же, высоко ценится пластиночная культура. Люди активно покупают виниловые пластинки, стоимость которых зависит, конечно, от редкости. Я удивился, что в таких магазинах всегда много людей, там очень оживленно, как в продуктовом магазине.

 

А на голове у них — котелки

Музыкальные пластинки в Лондоне продаются не только в городских магазинах, но и на Кэмденском рынке, в частных киосках. На рынке можно найти ювелирные украшения, обувь, аксессуары, работы фотографов и художников, подарки, сувениры и множество других вещей, которые, может быть, не особо нужны, но радуют глаз. Camden Market — один из лидеров в мире лондонской торговли.

Открывается рынок в восемь утра. Специальный человек звонит в колокол: «Внимание, внимание! Кэмденский рынок открыт!» Эта традиция существует с 16 века. Фото предоставлено Игорем Цалером
Открывается рынок в восемь утра. Специальный человек звонит в колокол: «Внимание, внимание! Кэмденский рынок открыт!» Эта традиция существует с 16 века. Фото предоставлено Игорем Цалером

— Открывается рынок в восемь утра. Приходит специальный человек в плаще, треуголке, с колоколом и начинает звонить в него: «Внимание, внимание! Кэмденский рынок открыт!» Эта традиция существует с 16 века, — рассказывает путешественник. — Традиции Лондона наслаиваются друг на друга. Что касается одежды, некоторые модники одеваются в стиле, например, 70­-х годов. Есть целая субкультура, которая одевается в стиле Эдвардианской эпохи. Народ одевается, как хочет, поэтому уличная мода в Лондоне очень интересная. Есть панки, которые одеты хуже бомжей. И это не считается маскарадом — это обычный вид людей. И здесь же — денди в идеальных костюмах, на голове у них — котелки или цилиндры. Кстати, таких солидных джентльменов можно в большом количестве встретить около здания Парламента.

 

Нация бузотеров

Невзирая на свой стиль и статус, каждую пятницу и субботу люди идут отдыхать в паб. В пабах очень громко играет музыка, посетители играют в дартс, орут песни, смотрят футбол, спокойно посидеть, покушать, поговорить там просто невозможно.

— Англичане очень любят выпить и похулиганить. Вполне вероятно, «надираются» они похлеще других народов, которые традиционно считаются выпивохами. Пропустить стаканчик­другой любят и женщины, и мужчины, топ-­менеджеры и пролетариат. Пьют все — от пива до виски. Но в основном, конечно, пиво. Хотя английское пиво довольно сомнительное на наш привычный вкус, — признается Игорь. — Пить его очень сложно. Еды в пабах практически нет. Посетители обходятся обычно орешками или, в лучшем случае, рыбными чипсами в кляре.

Вид на Лондон с одного из крупнейших в мире колес обозрения " London Eye" Фото предоставлено Игорем Цалером
Вид на Лондон с одного из крупнейших в мире колес обозрения » London Eye» Фото предоставлено Игорем Цалером

По будням пабы открыты с 11 утра до 11 вечера, а в выходные открываются в полдень. Новый закон, который вступил в силу 24 ноября 2005 года, не ограничивает часы работы пабов и предоставляет им право работать круглые сутки.

— Но купить пиво в пабах довольно непросто. У барных стоек нет очереди, люди стоят по периметру, а бармен делает свои дела: разливает напитки, протирает стаканы, — вспоминает путешественник. — Но при этом бармен всех видит. Просить, чтобы вас обслужили, бесполезно. По какому-­то малозаметному жесту нужно понять, что он к тебе обратился: посмотрел на тебя или бровь поднял в твою сторону. Тут надо реактивно среагировать, иначе — жди до следующего раза.

Поесть в Лондоне — это тоже проблема. Англичане — совсем не гурманы, еда считается вообще чем-­то ненужным, пустой тратой времени и денег. Можно, конечно, пойти в ресторан, но чек там будет огромным. Если хочется просто и недорого перекусить, надо найти лавочку с индийской, эфиопской или польской кухней.

— Овсянку я ни разу не встречал, чай же пьют на каждом шагу, — говорит Игорь. — В любом магазине можно найти такой необычный продукт, как «Мармит». Основной ингредиент этой темно-­коричневой, очень соленой пасты — дрожжевой экстракт, побочный продукт пивоварения. У англичан это почти национальное лакомство. Но относятся к нему по­-разному, его нужно либо горячо полюбить сразу, либо — «Уберите! Я это никогда не буду есть».