Я не вижу социальной ориентированности

В июле 2013 года в своем интервью «Городским вестям» я отмечал, что буду пристально наблюдать за деятельностью администрации, которая намеревалась себя позиционировать как антипод предыдущей. Явно читался посыл, что все, что было сделано до нас — это плохо, все, что делаем мы — хорошо, оперируя в своих официальных релизах словами «впервые» и «сенсация». Столько со стороны олигарха Комарова было положено сил и времени на ликвидацию в городе той системы, когда мэра выбирает народ и отчитывается мэр только перед народом. Вот свершилось, первоуральцам «дали» новую схему власти, когда есть сити-менеджер и номинальный глава города. Конечно, сейчас многие их действия смахивают на пиар, в отличие от того, что можно реально было бы назвать работой. Давайте проанализируем, что было сделано с 1 ноября 2013 года. Работу любого муниципалитета нужно и можно анализировать с тех позиций, насколько горожанам стало хуже или лучше жить: в кошельке их стало больше или меньше денег в связи с действиями местных властей? А если стало меньше, то, что люди получили взамен? Насколько улучшился доступ к социальным благам (доступность детских садов, например). Но, как правило, в нашей действительности все действия направлены в сторону ухудшения материального положения граждан. Это одни из критериев, которые характеризуют ту или иную власть. Все остальное — пиар, если в прессе трезвонят о том, что жить стало лучше, жить стало веселее, это еще не значит, что люди действительно стали жить лучше.

Я могу отметить три объективных пункта, которые лежат на поверхности и связаны с действиями новой администрации города, почему жить первоуральцам стало сложнее.

Первый — повышение тарифов на ЖКХ (содержание и ремонт жилого фонда) сразу на 50% — это беспрецедентно большое единовременное повышение тарифа за последние 15-20 лет в нашем городе. Что мы слышали в обосновании повышения этого тарифа со стороны новой администрации? Сейчас управляющие компании не выполняют надлежащим образом свои функции, мол, денег мало, то есть администрация практически не имеет рычагов влияния на них — в этой связи мы увеличиваем тарифы. Как только повысят тариф, то и рычаги появятся, и управляющие компании как надо заработают. Аппетиты были серьезные: управляющие компании хотели поднятие тарифа до 28 рублей. Реально рассматривалась цифра в 22 с лишним рублей. Остановилось все в июне 2014 года на цифре в среднем по-городу 14 с лишним рублей, причем вуалировалось это поднятие тарифа якобы для муниципального фонда, а на деле оказалось для всего жилфонда. Все прекрасно тогда понимали, что тариф, принятый депутатами для муниципального фонда, так же верен и для любого типа жилья, в том числе приватизированного. Приватизированного жилья в городе — большая доля. Т.е. все отлично должны были понимать, что тариф поднимают для подавляющего большинства горожан, иначе, зачем это надо было управляющим компаниям и их лоббистам в администрации города? Что же мы видим? Как только в эту осень выпал первый снег (на Урале ведь для них «неожиданно» наступила зима) дворы и внутриквартальные дороги не чистятся вообще, прочем происходит это не один-два дня, а в течение нескольких недель уже. А ведь это прямая обязанность управляющих компании, которые, на минуточку, на 50 процентов пролоббировали себе поднятие тарифов. Вот увидите, что в 2015 году вновь заведутся разговоры о поднятии тарифа в свете экономического кризиса в стране — мол, не хватает нам денег для полноценного обслуживания. Каков результат такого действия власти? Первоуральцы ежемесячно стали больше отдавать из своего семейного бюджета денег управляющим компаниям, а взамен получили пока лишь обещания об улучшении работы. Кому жители должны сказать «спасибо» за все это? Администрация Дронова инициировала увеличение тарифа, депутаты Первоуральской городской Думы, в основном представители партии «Единая Россия» закрепили эту инициативу законодательно.

Пункт №2 — повышение платы за содержание в детском саду. Напомню, что родители с весны этого года стали платить за детсад на одну тысячу рублей в месяц больше, чем ранее и плата за детский сад в Первоуральске стала одной из самых высоких по области. Если анализировать бюджет и смотреть, как администрация тратит народные деньги, и прийти к выводу, что все траты у бюджета социально-ориентированы, тогда можно было как-то понять увеличение платы за содержание в детском саду. Но когда выделено более 10 миллионов рублей на ремонт здания администрации — появляется недоумение. Сейчас объявлен конкурс на реконструкцию столовой в здании администрации на 4 миллиона рублей. Покрасили ее за 1,8 миллиона рублей. Спорными, в смысле социальной ориентированности, можно назвать и другие бюджетные траты новой администрации. По приоритетам: если сравнивать ценность доходов первоуральцев, которые водят своих детей в детсад, с теми затратами народных денег, направленными на то, чтобы местным чиновникам жилось уютнее и краше в своем здании — что важнее?

Третий пункт — плата за наем неприватизированного жилья, увеличенная в разы новой администрацией. Около 10-15% жилфонда в городе у нас не приватизировано. Не приватизировано, в основном, незащищенными слоями населения. Причем муниципалитет от этого поднятия выиграл несущественные деньги (но для простого человека это ощутимо), а увеличение платы за наем было преподнесено как будущая плата за капремонты…

Я не вижу социально-ориентированных действий у новой городской власти.

Что они сделали за истекший год? Существенное количество дорог было отремонтировано в этом году. А вот за счет чего, тоже большой вопрос. Если это делалось за счет ущемления прав граждан – это недопустимо. В течение всего лета администрация пиарилась на ремонте дорог, но в конце сезона это превратилось антипиар — когда асфальт, по сути, стали укладывать в минусовую погоду, когда шел снег, по проспекту Ильича на глазах у горожан. Некоторые дороги так и остались со срезанным старым асфальтом. Что с ними будет весной? Почему так произошло? Было же очевидно, что все яйца в одну корзину складывать нельзя — работы нужно распределить между несколькими подрядчиками. Чего следовало ожидать, если администрация Дронова объявила конкурс на крупную сумму около 80 млн. рублей в конце июля, а победитель объявился только в августе? С большой уверенностью можно уже было сказать, что они очень рискуют (опять же, народными деньгами). Что и произошло. На будущий год вполне возможно, что ремонт этих участков обойдется дороже.

Как оценивается деятельность главы любого муниципального образования с точки зрения вышестоящих инстанций? Сначала оцениваются социально-экономические аспекты, которые спускаются с федерального центра. Их по пальцам можно пересчитать, но все крутится вокруг одиннадцати «майских» указов Президента РФ. Лакмусовые бумажки сейчас: детские сады и ветхое и аварийное жилье. Это не только «хотелки» Москвы — это диктует сама жизнь, потребности первоуральцев. За последние годы удалось сгладить проблему дефицита мест в детские сады в городе, но очередь все равно более тысячи человек. А это много. И если эту проблему не хочет решать муниципалитет, то об этом напомнит губернатор, которому, в свою очередь, тоже напомнят на федеральном уровне. В этом году новая администрация пользовалась теми заделами, которые были заложены еще предыдущей администрацией в 2013 году: помпезно открыли детские сады, новые и реконструированные. В 2014 что построили и открыли сами? Ничего — ноль. Хотя в ноябре было сказано, что прежняя администрация плохая, там, где она строить собирались, строить нельзя — построим в новом месте «буквально завтра». Это «завтра» до сих пор не наступило у дроновской администрации. А ведь 2014 год — точка невозврата, дефицит мест в детсадах к началу 2016 года будет уже сложно устранить. То, что не было сделано в 2014 году, повлияет на результаты 2016 года. А будет ли сделано в 2015 году. Но сотни первоуральских семей, которые стоят в очереди на получение путевки в детсад, почему должны ждать еще год? Потому что вместо этого ставленники олигарха Комарова решили отпиариться и отремонтировать некоторые дороги в этом году? Или потому что они элементарно не могут подобрать земельные участки для строительства детсадов? Или то и другое вместе взятое? В любом случае, отсутствие динамики в деле сокращения дефицита мест в детские сады в 2014 году, есть жирный минус новой городской власти.

Системные, больные вопросы для города не решены, и я не вижу тенденций для их решения.