Первоуральские автовладельцы возмущены навязыванием дополнительных услуг страховыми компаниями

27 мая страховая компания «Росгосстрах» была лишена права страховать автовладельцев по ОСАГО. Причина — многочисленные жалобы клиентов о принуждении к приобретению дополнительных услуг, о неправильном использовании коэффициента бонус-малус при расчете стоимости полиса ОСАГО. Когда число жалоб достигло критической отметки, Центробанк отозвал лицензию у «Росгосстраха» на выдачу полисов «автогражданки». Правда, 8 июня крупнейшая страховая компания объявила, что исправилась, и будет вести себя хорошо, однако этот пример не стал поучительным для более мелких участников рынка страховых услуг.

 

Сил больше нет

— Вы в газетке работаете? Статейки пишете? — этот вопрос журналисты «Городских вестей» довольно часто слышат от водителей такси, привычно отвечают кивком головы и включают функцию «свободные уши»: весь оставшийся путь нас упрекают в том, что мы мало пишем о первоуральских дорогах. На этот раз разговор получился содержательным.

— А я вас отвезу и в прокуратуру поеду, — продолжил водитель. — Сил больше нет бороться с этими паразитами. Совсем обалдели — застраховать машину не дают.

Таксиста зовут Валерий Жвирко. За рулем, по его собственному признанию, с пятого класса. Извозом зарабатываем давно — хорошая прибавка к пенсии. Но в этом году страхование «ласточки» обошлось гораздо дороже — мало того, что базовый тариф по ОСАГО вырос на 40-60%, так и заполучить вожделенный полис не так легко: в первоуральских офисах страховых компаний в один голос говорят, что полисов нет. Думают несколько минут и доверительным тоном сообщают: если вы застрахуете еще жизнь или здоровье, то полис, может быть, и найдется.

 

Махнуть рукой

— Это просто сговор страховых компаний, я считаю, — продолжает Валерий Петрович, пока мы едем в офис страховой компании «Согласие», в которой мужчине не только отказались оформлять полис, но и нахамили. — Я объездил пять офисов: «Согласие», «Уральский страховой центр», «Бин-Страхование», «Ренессанс-страхование» и какой-то еще, название не вспомню. Нет, в «Росгосстрахе» не был — у них лицензию на выдачу ОСАГО отозвали. Уже вернули? Ну, надо заехать.

Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», юрист

Сложно, но можно

Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:

— Тяжело бороться с навязыванием услуг в страховой компании. Что можно посоветовать? Например, обратиться в Роспотребнадзор и отправиться в страховую компанию с сотрудником вышеуказанной организации, но страховщик может сказать, что бланки просто закончились. Я как юрист поступил бы следующим образом: купил ОСАГО и все, что мне предложили заодно, а на следующий день подал бы заявление на расторжение в форме претензии. Конечно, страховая компания откажется, я обращаюсь в суд, и суд априори выигрываю, даже заработав на штрафных санкциях. Но обыватель сам в суд не пойдет, а заплатив за услуги юриста, все равно окажется в минусе.

 

Подъезжаем к зданию треста УТТС, где располагаются офисы огромного количества страховщиков. На дверях редко встретишь названия контор, в основном листы формата А4 с надписью «Автогражданка».

— У нас полисов нет, идите на четвертый этаж, в «Согласие», — отправляют нас в офисе первой компании. Послушно идем наверх.

— Машинку застраховать можно? — спрашивает Валерий Жвирко. — Что, полисов нет? Да к вам отправили…

В кабинете три страховщика, сидят двое посетителей, на которых бланки ОСАГО должны закончиться.

— И так везде, — резюмирует Валерий Петрович. Тем временем, ситуация начинает накаляться:

— Я просто хочу застраховать машину — не жизнь, не здоровье, не левую пятку, — начинает раздражаться один из визитеров. — Просто продайте мне полис.

— Я вам все посчитала, не хотите — не покупайте, — на повышенных тонах отвечает девушка-страховщик.

— Я буду жаловаться и вас закроют, вы навязываете услуги, — продолжает мужчина. — И так тариф подняли, а вы мне еще здоровье предлагаете застраховать. Я вообще болею редко.

— Да что вы пристали? Пусть закрывают! — перешла на умеренный крик девушка. — Не буду я страховать вас по ОСАГО, мне за это не заплатят, я не хочу работать бесплатно. Вот езжайте на Белинского и спрашивайте: почему «Согласие» нам за автогражданку не платит?

Платить лишние деньги за страховки, не пользующиеся спросом, автовладельцы не хотят Фото Анны Неволиной
Платить лишние деньги за страховки, не пользующиеся спросом, автовладельцы не хотят
Фото Анны Неволиной

Мужчина пообещал съездить. Покупать страховку на автомобиль «Форд», которая в прошлом году обошлась ему в 3000 рублей, а в нынешнем — 8000, он не стал.

В коридоре разговорились — мужчину зовут Сергей Ширяев, он из Новоуткинска. Пенсионер. 8000 рублей — деньги ощутимые.

— Разговариваем с мужиками в гаражах, — общается с новым знакомым Валерий Жвирко, — прям стыдно за нас делается. Мужики глаза отводят, рукой машут и говорят: да неохота связываться, все равно покупать придется, только время потеряем.

— Время, конечно, потеряем, но в прокуратуру обратиться надо. Прям сейчас и поедем, — замечает Ширяев.

Перед прокуратурой заехали в редакцию, написали жалобу на имя прокурора Первоуральска Александра Рудых.

В прокуратуре нас встретил заместитель прокурора Вячеслав Решетников. Пояснил сразу — деятельность страховых компаний прокуратура не проверяет, этим занимается Уральское управление Центробанка.

—  Мы примем заявления граждан, — прокомментировал Вячеслав Юрьевич. — Но хочу предупредить сразу: переадресуем их контролирующей организации — то есть Центробанку. Вам проще сразу написать заявления туда.

Жалобы в прокуратуру мы все-таки сдали. Параллельно «Городские вести» направили запрос в Уральское отделение Центробанка с описанием ситуации в первоуральских офисах страховых компаний. Ждем реакции.