27 мая страховая компания «Росгосстрах» была лишена права страховать автовладельцев по ОСАГО. Причина — многочисленные жалобы клиентов о принуждении к приобретению дополнительных услуг, о неправильном использовании коэффициента бонус-малус при расчете стоимости полиса ОСАГО. Когда число жалоб достигло критической отметки, Центробанк отозвал лицензию у «Росгосстраха» на выдачу полисов «автогражданки». Правда, 8 июня крупнейшая страховая компания объявила, что исправилась, и будет вести себя хорошо, однако этот пример не стал поучительным для более мелких участников рынка страховых услуг.
Сил больше нет
— Вы в газетке работаете? Статейки пишете? — этот вопрос журналисты «Городских вестей» довольно часто слышат от водителей такси, привычно отвечают кивком головы и включают функцию «свободные уши»: весь оставшийся путь нас упрекают в том, что мы мало пишем о первоуральских дорогах. На этот раз разговор получился содержательным.
— А я вас отвезу и в прокуратуру поеду, — продолжил водитель. — Сил больше нет бороться с этими паразитами. Совсем обалдели — застраховать машину не дают.
Таксиста зовут Валерий Жвирко. За рулем, по его собственному признанию, с пятого класса. Извозом зарабатываем давно — хорошая прибавка к пенсии. Но в этом году страхование «ласточки» обошлось гораздо дороже — мало того, что базовый тариф по ОСАГО вырос на 40-60%, так и заполучить вожделенный полис не так легко: в первоуральских офисах страховых компаний в один голос говорят, что полисов нет. Думают несколько минут и доверительным тоном сообщают: если вы застрахуете еще жизнь или здоровье, то полис, может быть, и найдется.
Махнуть рукой
— Это просто сговор страховых компаний, я считаю, — продолжает Валерий Петрович, пока мы едем в офис страховой компании «Согласие», в которой мужчине не только отказались оформлять полис, но и нахамили. — Я объездил пять офисов: «Согласие», «Уральский страховой центр», «Бин-Страхование», «Ренессанс-страхование» и какой-то еще, название не вспомню. Нет, в «Росгосстрахе» не был — у них лицензию на выдачу ОСАГО отозвали. Уже вернули? Ну, надо заехать.
Сложно, но можно
Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
— Тяжело бороться с навязыванием услуг в страховой компании. Что можно посоветовать? Например, обратиться в Роспотребнадзор и отправиться в страховую компанию с сотрудником вышеуказанной организации, но страховщик может сказать, что бланки просто закончились. Я как юрист поступил бы следующим образом: купил ОСАГО и все, что мне предложили заодно, а на следующий день подал бы заявление на расторжение в форме претензии. Конечно, страховая компания откажется, я обращаюсь в суд, и суд априори выигрываю, даже заработав на штрафных санкциях. Но обыватель сам в суд не пойдет, а заплатив за услуги юриста, все равно окажется в минусе.
Подъезжаем к зданию треста УТТС, где располагаются офисы огромного количества страховщиков. На дверях редко встретишь названия контор, в основном листы формата А4 с надписью «Автогражданка».
— У нас полисов нет, идите на четвертый этаж, в «Согласие», — отправляют нас в офисе первой компании. Послушно идем наверх.
— Машинку застраховать можно? — спрашивает Валерий Жвирко. — Что, полисов нет? Да к вам отправили…
В кабинете три страховщика, сидят двое посетителей, на которых бланки ОСАГО должны закончиться.
— И так везде, — резюмирует Валерий Петрович. Тем временем, ситуация начинает накаляться:
— Я просто хочу застраховать машину — не жизнь, не здоровье, не левую пятку, — начинает раздражаться один из визитеров. — Просто продайте мне полис.
— Я вам все посчитала, не хотите — не покупайте, — на повышенных тонах отвечает девушка-страховщик.
— Я буду жаловаться и вас закроют, вы навязываете услуги, — продолжает мужчина. — И так тариф подняли, а вы мне еще здоровье предлагаете застраховать. Я вообще болею редко.
— Да что вы пристали? Пусть закрывают! — перешла на умеренный крик девушка. — Не буду я страховать вас по ОСАГО, мне за это не заплатят, я не хочу работать бесплатно. Вот езжайте на Белинского и спрашивайте: почему «Согласие» нам за автогражданку не платит?
Мужчина пообещал съездить. Покупать страховку на автомобиль «Форд», которая в прошлом году обошлась ему в 3000 рублей, а в нынешнем — 8000, он не стал.
В коридоре разговорились — мужчину зовут Сергей Ширяев, он из Новоуткинска. Пенсионер. 8000 рублей — деньги ощутимые.
— Разговариваем с мужиками в гаражах, — общается с новым знакомым Валерий Жвирко, — прям стыдно за нас делается. Мужики глаза отводят, рукой машут и говорят: да неохота связываться, все равно покупать придется, только время потеряем.
— Время, конечно, потеряем, но в прокуратуру обратиться надо. Прям сейчас и поедем, — замечает Ширяев.
Перед прокуратурой заехали в редакцию, написали жалобу на имя прокурора Первоуральска Александра Рудых.
В прокуратуре нас встретил заместитель прокурора Вячеслав Решетников. Пояснил сразу — деятельность страховых компаний прокуратура не проверяет, этим занимается Уральское управление Центробанка.
— Мы примем заявления граждан, — прокомментировал Вячеслав Юрьевич. — Но хочу предупредить сразу: переадресуем их контролирующей организации — то есть Центробанку. Вам проще сразу написать заявления туда.
Жалобы в прокуратуру мы все-таки сдали. Параллельно «Городские вести» направили запрос в Уральское отделение Центробанка с описанием ситуации в первоуральских офисах страховых компаний. Ждем реакции.